Новосибирск 0.4 °C

Ольга Кулагина: «Я не могу стать президентом Франции, о чем совершенно не грущу»

13.09.2002 00:00:00

 Она хоть и родилась в Китае, однако считает родным Новосибирск, живет во Франции и является сегодня одной из лучших русских певиц-«народниц» Парижа. Ольга Кулагина приехала в гости к маме. Мы договорились встретиться в краеведческом музее, где она спела несколько песен на открытии вернисажа. Здесь же и состоялась наша беседа.

- Оля.., можно так, без отчества?

- Да, конечно. Во Франции принято по имени и, тем более, мы давно знакомы с тобой.

- Давай прогуляемся в прошлое, и повспоминаем, как и с чего начиналась твоя дорога во Францию?

- Это, в первую очередь, учеба в ГИТИСе (РАТИ) и совершенно замечательный мастер, у которого училась актерскому искусству - Георгий Павлович Ансимов. Это великая певица Мария Петровна Максакова, солистка Большого театра, у которой я училась вокалу. Пять лет учебы в этом институте - уже большая и настоящая школа. Курс наш был маленький - всего 14 человек. Это как раз тот курс, когда Володя Винокур учился и мы вместе играли на студенческой сцене. На предыдущем курсе учился Лева Лещенко, который приходил потом с сокурсниками, и они ревностно наблюдали, как мы растем. Отчего и дружба такая между Винокуром и Лещенко - это все тогда началось. Володя вообще поступал в солдатской форме, он еще в военном ансамбле московском дослуживал, когда сдавал вступительные экзамены.

Каждый раз по пути в Новосибирск останавливаюсь в Москве и иду в ГИТИС. Многие педагоги уже ушли из жизни: ведь у нас преподавали такие мастера, которые были еще учениками Станиславского и Немировича-Данченко. Это - великолепная школа, само общение с этими людьми - великое дело...

Те знания, которые были получены, не касались народной песни, эпоса, сказаний. А это, я считаю, - основа основ. Я тянулась к этому. Мне даже казалось, что в коллективе, исполняющем народные песни, и люди такие же - чистые, глубокие, правдишные, как народное творчество. Многое оказалось не так, конечно. Но я этого не знала и по окончании института приехала в Новосибирск и пришла в Сибирский народный хор.

- То есть ты возвратилась на родину?..

- Нет, я родилась в Китае. Отец там служил в военном консульстве, а потом мы переехали в Новосибирск. Вот это, конечно, мне тяжело, что нет воспоминаний от ощущения «скрипа родной калитки». Но возвращаюсь всегда в Новосибирск, как в родной город... Затем, этап моей «полезности» коллективу хора был исчерпан, и меня пригласил известный сибирский композитор Николай Михайлович Кудрин, я стала работать солисткой в его программе «Встреча с песней». После был период режиссерской и певческой работы в Сочи, где делала уличные карнавалы-действа, представления, вечера и свои концертные программы. Там я стала пробовать себя и как педагог - у меня была детская театральная студия...

Но вот о чем хотелось бы сказать, без преувеличения: если бы не Арнольд Михайлович Кац со своим великолепным оркестром, может быть, и судьба моя была бы другой. Настолько воспитана я на музыке этого оркестра! И если говорить о самых сильных моих впечатлениях от искусства и, наверное, вообще в жизни, то это, конечно, «Гамлет» Высоцкого на Таганке и музыка в исполнении оркестра Каца.

Я в Париже не пропускаю концерты знаменитых симфонических оркестров. И сейчас, положа руку на сердце, могу сказать, что новосибирский оркестр ни в чем им не уступает... Помню закрытие филармонического сезона в Париже. Оркестр Каца приехал из Италии, и они играли увертюру к «Руслану и Людмиле» Глинки и произведения Чайковского. Блестяще! Все эти пассажи так были сыграны, так это было мощно, по-русски - что-то невероятное! Все филигранно продумано, расставлены акценты, все как-то личностно, такое впечатление, что буквально каждый музыкант оркестра привносит свою исповедь в произведение. Это был как раз тот случай, когда оркестр отыграл и... пауза в конце - зал ошеломлен. И потом аплодисменты, гром оваций...

- Я знаю, что ты о Париже можешь говорить часами не хуже любого гида. И все же, как свершился твой переезд из Сочи в Париж?

- Я была приглашена на несколько довольно престижных выступлений во Францию, после которых получила французские документы на право жительства и бессрочный контракт на работу. Сейчас у меня муниципальная квартира. Мне лестно, что добилась всего творчеством. И, безусловно, я этим горжусь.

- Видимо, тем и объясняется, что ты одиннадцать лет не была в России - тебе там нужно было утвердиться, состояться?

- Конечно, нельзя выпадать из поля зрения, будь ты хоть семи пядей во лбу. Система шоу-бизнеса, как и везде, совершенно мафиозная. Надо было войти в круг, показать разные программы, доказать свое право на существование, завоевать сценические площадки, заиметь свою аудиторию, приобретать новую, а потом еще удержать ее и не выбывать из поля зрения. Во-вторых, ко мне несколько раз приезжала мама. В-третьих, надо было все лондоны и брюссели объездить. Это ведь чудо, берешь билет и едешь из Парижа обедать в Брюссель!

- Расскажи о своем круге общения и работе...

- Это концерты и короткие выступления в российских представительствах, соборах, на сценических площадках по самым различным поводам - презентации, празднества, вечера, чтения. Например, святое для всех русских место - в Русском доме в Сан-Женевье-де-Буа, которым владеет принцесса Мещерская. Здесь находится трон государя-императора из последнего царского посольства, его икона, есть домашняя церковь, великолепные сокровища, которые бы сделали честь соборам Кремля. Там же русское кладбище, где покоятся Бунин, Гиппиус, Мережковский, Тарковский. В этом Доме я и на Пасху бываю, и Новый год встречаю. На дни рождения мадам Мещерская приглашает и сразу говорит: «Иди, Оля, садись за свой рояль».

Готовлю разные программы в зависимости от того, какая аудитория. Исполняю народные песни, романсы, свои миниатюры, читаю стихи Цветаевой, Ахматовой, Бунина. Часто это вокально-поэтические композиции, и даже французы с удовольствием слушают мелодику русской речи.

Вот (показывает фотографии) дьякон Николай Никишин из православного храма Трех Святителей. Он составил Беседу «Роль русских женщин в исторической и культурной жизни Франции», начиная от Анны Ярославны и кончая тем, что у великих французских и испанских живописцев, в том числе Матисса, Дали, Леже, были жены русские. А это наша Великая Княгиня Леонида Георгиевна - бабушка прямого наследника на русский престол.

А вот русский магазин в Париже, где самая большая видеотека русских фильмов. Представьте себе: в центре Парижа русский герб на фасаде магазина - недалеко от площади Республики! Наши казаки почти двести лет назад разбивали бивуаки рядом, на Монмартре, где я тоже часто бываю. Отсюда, кстати, и кафушки-«бистро» по всему миру: казаки говорили французской прислуге - «Быстро!».

При факультете русского языка в университете восточных языков под Парижем есть русский клуб. Там набрала фольклорную группу, и вместе мы проводим праздники: играют Чехова на русском, играют народные песни. Например, «Сон Стеньки Разина» исполняют изумительно, на несколько голосов, с чистейшим произношением. Сольно девочка пела Пастернака «Свеча горела». Вообще у французов большой интерес к русской культуре. Самое удивительное, есть французы, которые приходят на мои репетиции и в клуб, просто чтобы знать русский и начать контакты с Россией!

- Тогда можно сказать, что ты стала и общественным деятелем?

- Да, наверное. Я счастлива тем, чем занимаюсь. Что не просто певица, которая только вокалом зарабатывает себе на хлеб. Я не гражданка Франции и не просила гражданства. Но я живу здесь и чувствую себя хорошо, потому что могу многое. Единственное, чего я не могу, это стать президентом Франции, о чем совершенно не грущу.



Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: