Такими трофеями можно гордиться |
Мечта каждого охотника - сохранить свой трофей, добытый в нелегкой «борьбе» с природой. Можно, бесконечно, рассказывать о своих охотничьих подвигах за камином, но не всегда таким рассказам верят.
«Я никогда в жизни так не кричал!» - делился своими впечатлениями знакомый охотник, рассказывая о том, как на него во время охоты бросился раненый кабан. К счастью, эта история закончилась удачно, помог товарищ - метким выстрелом добил зверя. В память об этой охоте и счастливом спасении (представьте, если бы товарищ промахнулся, ведь кабан был довольно крупным) охотник решил сохранить для себя трофей. Традиционная трофейная голова показалась недостаточно впечатляющей, поэтому он заказал чучело бегущего кабана в полный размер.
Развитие трофейной охоты непосредственно связано с таксидермией - изготовлением чучел.
Первым на Руси «запечатлевшим», правда, не добычу, а любимых животных стал Петр Первый. Он так привязался к своей лошади и двум собакам, что даже после их смерти не желал с ними расставаться. Один из его дворовых «кожных» мастеров сумел превратить мертвые туши в чучела, правда, уродливо. Однако набитые соломой животные пережили своего хозяина на триста лет. Царская прихоть и дала начало чучельному делу на Руси.
В настоящее время чучельников переименовали в таксидермистов, соединив два латинских слова: taksis - изготовление и derma - кожа.
Таксидермия представляет собой одну из редких ветвей изобразительного искусства. До сих пор крупные таксидермические мастерские находились только в двух столичных городах - Санкт-Петербурге и Москве. А теперь открылась и еще одна - в Новосибирске.
- В России нет ни одной школы для обучения мастеров-таксидермистов, - рассказывает ее создатель, директор завода «Буревестник» Виктор Михневич. - Все чучельники - самоучки, обладающие даром «увековечивания» от природы. Настоящий мастер-таксидермист должен в совершенстве владеть техническими приемами, при этом он должен быть хорошим анатомом, экологом, знать биологию животных и, в довершение всего, обладать художественным чутьем - быть настоящим художником-анималистом. В Новосибирске всего шесть человек изготавливают чучела, но только двое из них действительно способны творить.
- К сожалению, большинство отечественных таксидермистов работают по старинке, - делится своими переживаниями Михневич,- оправдывая в целом термин «набивка чучела». Они действительно набивают шкуру опилками, паклей и даже соломой. В обработке шкур также применяются дедовские методы, такие как мыльный раствор. Конечно, каждый имеет право использовать свои собственные методы. Однако набитое опилками и обработанное мыльным раствором чучело птицы «проживет» недолго, потому что станет объектом нападения моли и кожеедов, а ко всему прочему - очень скоро потеряет первоначальную форму. Получаются неказистые, с анатомическими ошибками чучела.
- Нормальная технология такова: нужно изготовить соответствующий полиуретановый манекен, - поясняет Виктор Анатольевич, - скомпоновать искусственные глаза (их для нашей мастерской делают специалисты из клиник глазного протезирования нашего города), уши и пасть. Полиуретановый манекен четко передает анатомическую форму зверя, он легок, прочен и не подвержен воздействию каких-либо паразитов. Искусственные глаза - это идеальная копия натурального глаза, передающая даже ощущение влажности. Все комплектующие в точности воспроизводят оригиналы. После финальной доработки такое чучело легко спутать с настоящим зверем.
Трофейная охота проводится во всем мире, а в последнее время на Западе процветает и так называемая игрушечная таксидермия. На аттракционах выставлены животные-роботы. Это может быть и крокодил, разевающий пасть, и «собака Павлова», перед которой загорается лампочка, а из брюха льется желудочный сок, трепещущая рыбка и внутренности кита.
К чучелам можно относиться по-разному, можно даже сказать, что это в какой-то мере приучение к смерти. Но отрицать, что это красиво, пусть даже немного деспотично, - нельзя.