Новосибирск 11.9 °C

Сгорела «полуторка»? Нет, это сгорел музей...

30.08.2002 00:00:00

Фото СБориса БАРЫШНИКОВА

 Это случилось в понедельник, 26 августа, ночью. На базе, принадлежавшей клубу любителей старинной техники, вспыхнул пожар. Он продолжался несколько часов и уничтожил раритетный автомобиль ГАЗ-АА «полуторку», известный новосибирцам по колоритной надписи «Эх, прокачу!». Сгорели мотоциклы «Ява» и «Хонда», двигатели ГАЗа, ЗИМа, капот «Победы» и множество других редких запчастей, с таким трудом доставшихся членам клуба.

Утверждают, что причиной пожара стало неосторожное обращение с сигаретой. Но сами члены «Ретротехники» в это не верят. Скорее всего, хулиганили «доброжелатели» или местная детвора, еще не понимающая ценности потерянного транспорта.

- Обидно даже не то, что все было приобретено на собственные деньги, - делится горечью Александр Зверков, - а то, что найти раритетные детали очень сложно. Найти, а потом собрать из них автомобиль - достояние воображаемого музея.

В наше время мало кто задумывается о том, что машина, доставшаяся от деда, - это кусочек нашей истории, место которому - в музее. Именно о таком музее старинной техники мечтают в реставрационно-конструкторской лаборатории «Ретротехника», организованной при автомотоклубе НГЦТУ «Юниор».

Возникшая в конце 90-х годов общественная организация не просто собирает владельцев старинных авто и любителей старины. В «Ретротехнике» занимаются поиском и дальнейшим восстановлением легендарного транспорта. Сложнее всего найти «родные» детали автомобиля, поэтому их приходится собирать по всей Новосибирской области, а то и по всей России.

- Сначала мы «вылавливали» будущих членов клуба, - признается Александр Зверков, руководитель лаборатории. - Останавливались около какой-нибудь «Победы» или «Москвича» и под дворники закидывали визитку с предложением о сотрудничестве. Сейчас же чаще находят нас. Например, совсем недавно из Томской области нам привезли запчасти с 401-го «Москвича». Представляете, приехать за несколько сотен километров, чтобы поделиться деталью! Для кого-то ржавый кусок железа окажется лишним в гараже, и владелец приносит его нам. Но отдает с условием, что мы его не выкинем и тем более не продадим. Вот так, по крупицам, и собираем.

Фото СБориса БАРЫШНИКОВА
 Причем собирают не только образованные и «видавшие виды» механики-профессионалы, но и дети, с ранних лет интересующиеся автомобильной культурой на радость всему клубу.

- Автомотоклуб - детско-юношеская организация, собравшая под своим крылом около 150 воспитанников, - рассказывает Владимир Корбут, клубный пресс-атташе. - Обычно к нам приходят подростки 14-18 лет, среди которых можно встретить даже девчонок. Сначала ребята знакомятся с техникой, учатся собирать и разбирать автомобили, а потом, когда становятся чуть старше, начинают заниматься реставрационной деятельностью.

Первым, еще в 99-м году, «воскресили» ГАЗ-М1, по кусочкам собранный из трех наиболее уцелевших машин. Сейчас же в коллекции клуба, не считая достояния частных владельцев, около 50 автомобилей и 20 мотоциклов. Согласитесь, достаточное количество для открытия музея. Небольшого, но достоверно изображающего целую историческую эпоху.

И, казалось бы, что может быть проще, чем разместить уже собранные экспонаты в крытом помещении. Но на все один ответ - пока денег нет, приходите завтра. И так каждый раз. Так и получается, что добытые и собранные с таким трудом автомобили гниют под мостом, а другие уходят к богатым перекупщикам за границу.

- Конечно, можно было бы найти спонсора, который с радостью даст деньги на организацию музея. Но где гарантия, что потом экспонаты не будут проданы каким-нибудь «новым русским»? - говорит Владимир Корбут. - На выставках часто можно услышать, как состоятельные дяди оценивают автомобили. Мол, смотри, сынок, на этой трофейной «тачке» катался Берия. Или того лучше, сам Штирлиц.

Членам «Ретротехники» автомобиль важен как предмет истории, как памятник довольно близкого, но вместе с тем неясного прошлого. Восстановить цепочку прежних владельцев очень сложно - обычно государственные автомобили списывали, а документы уничтожали. Поэтому с точностью можно назвать лишь имя последнего хозяина. Хотя... Исключения есть везде. Например, совсем недавно клуб получил из Анапы ЗИМ, принадлежащий курортному управлению Сочи. Доподлинно известно то, что этот автомобиль возил Юрия Гагарина.

- Сейчас все увлечены Штатами, - уверен Александр Зверков. - У всех на виду воспетые Голливудом магистральные тягачи, хот-роды и другая американская техника. На самом же деле российская автомобильная культура намного богаче американской, проблема только в том, что это некому донести до наших современников, облечь в доступную и привлекательную для восприятия форму. Раньше, годах в 70-х, государство строило различные музеи старинной техники, но после развала СССР лучшие из них остались в Прибалтике. Так и получилось, что все самое лучшее ушло, как всегда, за границу.

А может, это и к лучшему - пусть техника уходит «за бугор», пусть хотя бы кто-то интересуется нашей историей и имеет возможность прикоснуться к ней. Почему-то верится в то, что там, не в России, ценные экспонаты не будут сиротливо стоять под мостом или, того хуже, уничтожаться хулиганами, решившими огнем подшутить над любителями «старого хлама».



Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: