Новосибирск 0.4 °C

К каждому должнику свой подход

19.07.2002 00:00:00

На линейных агентов Энергосбыта, большинство которых - женщины, ложится основная нагрузка по работе с неплательщиками.

 Некто Сергей Борисович, мужчина в расцвете сил, недрогнувшей рукой толкнул молодую женщину. Да так, что она упала, потеряла сознание. Оказалось - сотрясение мозга. Было возбуждено уголовное дело в Первомайском районе. Грозило нервному мужчине наказание от весьма забористого штрафа до ареста. Но он вовремя одумался, хоть и не сразу. Предложил мировое соглашение пострадавшей, хотя деньги, и немалые, все равно придется за материальный и моральный ущерб выложить. А потерпевшая - линейный агент Энергосбыта «Новосибирскэнерго». Именно на их хрупкие плечи, а почти все агенты слабого пола, ложится основная нагрузка по работе с неплательщиками. Они лицом к лицу сталкиваются с должниками, разъясняют, напоминают о том, что необходимо заплатить или вернуть долги. Потому что деньги за то, что отпустила потребителям энергосистема, должны быть собраны, и с населения в том числе.

Более семисот тысяч абонентов в городе, так что на каждого агента приходится в среднем по восемь тысяч. Конечно, с теми, кто добросовестно платит, встречаться незачем. Поэтому работа агента по определению конфликтна, ведь разве приятно неплательщику, когда ему напоминают о долге или ищут, каким образом он нелегально подключился к сетям. А уж рассказать агентам есть что. Калитки им не спешат открывать, собаки кусают, всякие слова приходится выслушивать. В частном секторе даже по одному небезопасно ходить. В некоторые дома приходится наведываться с милиционером. А иные жилища напоминают чуть ли не притоны или бомжатники...

Агент в одном лице и сборщик денег, и чуть ли не сыщик. Что ж, такова работа, за которую, кстати, платят меньше трех тысяч. А чтобы получить премию, надо стопроцентный сбор платежей сделать. Но это, понятно, из области фантастики.

Четвертую часть энергии, отпускаемой «Новосибирскэнерго», потребляют жители города и области. А из общего количества абонентов примерно десятая часть - злостные неплательщики. Индивидуальный подход к каждому - такова политика Энергосбыта, осуществляемая в первую очередь линейными агентами. Сначала должника информируют по телефону или уведомляют письменно. В случае, если он никак не отреагировал, то его предупреждают об отключении электроэнергии. Если долг за тепло и электроэнергию появился по каким-то объективно серьезным причинам, то в Энергосбыте всегда готовы пойти навстречу и заключают соглашение о постепенной оплате долга, допустим, в течение трех месяцев.

Примерно половина должников обращается с просьбой о рассрочке долга. Действительно, человек может заболеть, попасть в больницу, может умереть кто-то из членов семьи, необходимо срочно выехать к больному родственнику. Да мало ли причин. Молодой женщине досталась в наследство квартирка, а там долг больше трех тысяч. Дали рассрочку на три месяца. Но случаются и казусы. Мужчина честно объяснил, что не платил за свет, потому что купил машину, пришлось залезть в долги. Но если машина такая уж необходимость, то электроэнергия уж и подавно!

Что удивительно, среди неплательщиков нередко встречаются совсем не бедные люди. Открывает агенту дверь здоровущий мужик в дорогом махровом халате с золотой цепью на шее в палец толщиной. В доме все блага цивилизации, от навороченного утюга до компьютера и посудомоечной машины. И живет в долг. А пенсионеры, по словам агентов, самые дисциплинированные. Выходит, этот - с цепью - как бы за их счет кайфует.

А с наиболее злостными неплательщиками приходится разговаривать через прокуратуру или суд. В первом квартале обращаться в прокуратуру пришлось в 165 случаях, а в суды подать 150 исковых заявлений на неплательщиков. Все иски, как правило, удовлетворяются. И в этом случае неплательщикам приходится оплачивать еще и судебные издержки. Сейчас к работе с должниками привлекают судебных приставов. Семь процентов от суммы долга неплательщикам приходится отдавать еще и им. Работа с судами и судебными приставами будет еще более активизироваться.

- Мы стараемся так организовать работу по расчетам и платежам, чтобы удобнее было нашим абонентам. Стремимся работать с каждым индивидуально, - говорит начальник отдела по работе с населением Энергосбыта Наталья Буянова. - И потому ожидаем таких же встречных шагов. Наши взаимоотношения тесно связаны. Платежи - основа для нормальной работы всей системы электро- и теплоснабжения.

Летом и только летом возможен качественный ремонт ТЭЦ, магистральных и иных трубопроводов. Нет вовремя денег, значит и ремонт сначала затягивается, потом его приходится форсировать. Так что получается, что законопослушные горожане как бы находятся в заложниках у неплательщиков. За счет дисциплинированных «уклонисты» греются, чаи пьют перед телевизорами. А ведь ремонт теплоцентралей проводят для всех.

Сто тридцать миллионов рублей должны горожане, или, говоря строго юридически, так называемые физические лица, «Новосибирскэнерго» за тепло. Этот долг достигает двухмесячной нормы теплопотребления. И если за горячую воду мы платим «по факту», то за отопление мы должны платить равномерно весь год. Другими словами, летом платим за то, что потребили зимой. Прибавим сюда еще долги за электричество. Плюс «энергетические» воры, что норовят по застарелой советской привычке хоть чем-то поживиться от государства, - увы, мы пока неисправимы. Так что долги наши тяжкие достигают, без преувеличения, гигантских сумм. Некоторые сограждане, опять же по старинке, путают, или отождествляют энергетическую компанию с государственной, не понимая, что «Новосибирскэнерго» коммерческая организация. И свой товар она нам продает, а за товар надо платить. Ведь жителям частных домов уголь и дрова бесплатно не отпускаются. Как говорится, утром - деньги, вечером - уголек. То же и с теплом.

А «энерговорам» и желающим самовольно подключиться стоит напомнить, что, вдобавок к действовавшему повышенному начислению по мощности и уголовной ответственности (от штрафа в 200 минимальных окладов до двух лет лишения свободы), по новому Административному кодексу, вступившему в действие с первого июля, ужесточено наказание за самовольное пользование электрической, тепловой энергией в виде штрафа от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

Напомним телефоны «Энергосбыта». Вопросы по расчетам - 11-06-46. Для жалоб, вопросов, предложений и сведений по хищению энергии - 110-130.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: