Новосибирск 8.7 °C

Хорошо с большими актерами. Но хочется большего...

26.06.2002 00:00:00

Размышления у гастрольной афиши

 Гастрольная театральная афиша в нынешнем сезоне порадовала новосибирцев. Порадовала не только созвездием громких имен Глаголевой и Немоляевой, Виторгана и Симоновой, Жигалова и Купченко, Збруева, Абдулова, Садальского, Удовиченко, но и тем, что каждый из артистов не позволил нам усомниться в их искреннем желании - играть по-настоящему профессионально, ярко, самозабвенно, а не отрабатывать очередной тур на периферии. Это, за некоторым, правда, исключением, радует.

Русская антреприза (фр. «антре» - выход на сцену) имеет глубокую и богатую историю. Еще в конце ХVIII века в России стали возникать содружества, партнерства, предприятия профессиональных актеров, и одна из них, а именно антреприза Медокса, получила в 1806 году статус Императорского Московского театра. Этот театр, сформированный в значительной степени из актеров труппы Московского университета, стал предшественником известных сегодня на весь мир Большого и Малого театров.

Позже многочисленные ушлые импресарио развозили популярных и не очень актеров по городам и весям Российской империи, на чем сбивали весьма приличные капиталы. Именно тогда для организации успеха стали задействовать рекламные объявления в газетах и появились афиши. Во многом благодаря гастролям столичных актеров стали появляться стационарные профессиональные театры в Ярославле, Нижнем Новгороде, Казани, в Сибири - в Омске, Томске, Красноярске.

Сегодня популярным актерам зачастую не находится места в театральных постановках на сценах их родных театров. Рыночная конъюнктура порождает обиды, слухи, разрывы, уходы со скандалами и нелицеприятными откровениями в адрес коллег и режиссеров. Невозможность сниматься в кино и стабильно оставаться в репертуаре «своего» театра заставляет актеров выходить на театральные подмостки и зарабатывать себе на жизнь в спектаклях с минимумом исполнителей, декораций, бутафории. Многие и многие вообще отпочковались от трупп-команд и являются «свободными игроками». Артист приезжает на гастроли налегке, остальное - свет, звук, декорации на сцене, афиша, реклама, гостиница, транспорт, питание, билеты в следующий город - забота местных администраторов.

Не редко звезды попутно снимаются в рекламных роликах (помните Олейникова со Стояновым в Новосибирске?), их тащат «на ужин» в казино и ночные клубы, из которых те возвращаются под утро, мягко говоря, бодрыми. А наутро надо быстренько привести себя в порядок, запрыгнуть в «Газель», ехать на вокзал, быстрехонько в поезд и после душного вагона через 5-6 часов пути снова выходить на сцену. Право, не позавидуешь. Хотя, как ни крути, все эти издержки производства - обычная кочевая жизнь лицедеев, которая воспринимается актерами как должное, как неотъемлемая часть профессии. Кстати, выручка с аншлага в зрительном зале - только небольшая часть дохода администратора и заработка артиста, другая - покрыта тайной за семью печатями.

Увы, но с большинством новосибирских импресарио найти понимание удается с большим трудом. В рамки их многотрудной деятельности со скрипом вписываются такие понятия, как «организация встреч» с журналистами, «пресс-конференция», «съемки». В договорах-контрактах с артистом об этом даже не упоминается. Почему? А потому, что, во-первых, Россия большая и актеров-звезд в ней много: сегодня «бабки срубил» один, завтра - другой, после - третий, не менее, а более великий и популярный, чем предыдущие. Во-вторых, администраторы стесняются надавить и включить в контракт пунктик «о встрече с журналистами», а артисты, как им и положено, кокетничают и кривляются. Но фраза «ах, ты проказник», как известно, только фраза и предполагает уговор и договор двух сторон. Просто надо уметь и хотеть.

В нынешнем сезоне спектакли в Новосибирске проходили только на двух сценах - ДК «Прогресс» и Дома ученых Академгородка. На одном-двух представлениях бывает от силы полторы-две тысячи человек. Для столицы Сибири этого явно маловато, согласитесь. Помнится, еще лет двадцать назад практиковались не вольные антрепризы (по советским меркам это называлось «шабашка» или «калым» и «незаконная трудовая» и подпадало под статью УК), а просто вечера-встречи со зрителями. Группа актеров жила в гостинице несколько дней, знакомилась с городом, выезжала с выступлениями в близлежащие Бердск, Искитим, Объ. Сейчас из пригорода на вечерние концерты, представления, спектакли, празднества типа Дня города не приезжают - уехать обратно не на чем. Последние электрички по всем направлениям уходят рано, а такси... сами понимаете.

Сейчас все иначе: максимум экономии - минимум издержек. И познакомить поближе артиста с жителями города и области через телеэкран и прессу - в тягость.

Однако при всех недостатках в организации гастролей хочется высказать огромную благодарность продюсерам, импресарио и администрации ДК «Прогресс» и концертного зала Дома ученых, как и администрации филармонии, которые, по большому счету, делают свое дело. За полгода для зрителей случился лишь один «облом»: так и не состоялось «второе пришествие» группы артистов театра имени Маяковского со спектаклем «Нора». Бывает. И не вина в этом случае наших организаторов. Хочется пожелать всем, кто «ведет» приезжающих актеров, эстрадные и прочие коллективы, большей активности в переговорах с ними, более широкой организации рекламы и открытости со СМИ. Мы ведь, в сущности, ваши партнеры.

P.S. «Заложники любви, или Тет-на-тет, Америка» - так называется спектакль с участием Игоря Бочкина, Светланы Тома, Андрея Харитонова и Натальи Егоровой, который состоится 5 июля в театре оперетты. Справки и заказ билетов по телефонам: 46-33-85 и 46-36-76.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: