Новосибирск 0.6 °C

Слезы будущего урожая

11.06.2002 00:00:00

На ремонт этой дороги денег не хватило... Фото автора

 Дачный сезон, можно сказать, сегодня в разгаре. Очередной выходной - и орда колесного железа с радостным воем моторов несется сперва прочь из города, затем, пару дней спустя, к нему, родимому. При этом увы, нередко, как пелось в одной старой песне, «ломая крылья, теряя перья...» - вплоть до колес и рулевого управления.

Причина тому - дороги, которые дачники, увы, не выбирают. Нет, дорожники в городе и области не перевелись: трудятся, и весьма самоотверженно. Вот, к примеру, не так давно ими завершена дачная трасса Академгородок-Ключи, которую по сей день именуют лучшей улицей Советского района. Но почему тогда не отделаться от ощущения, что количество ям и рытвин на пригородных магистралях, ведущих к любимым огурчикам-помидорчикам, с каждым годом все растет и уж никак не снижается?

Начальник территориального управления автомобильных дорог Сергей Полещук: «Для специалистов здесь сюрпризов нет. Вот уже много лет диагноз для дачных - и не только дачных! - трасс один: хроническое недофинансирование. Есть необходимость укладывать новое дорожное покрытие, требуемое регламентом работ, но нет возможности этого сделать. В итоге появляются участки, где асфальт истончается чуть ли не до состояния папиросной бумаги. Ну, а потом, где тонко - там уже и рвется по всем правилам...»

Дач по кузбасской ветке в сторону Тогучина - как блох на иной бродячей собаке. Места золотые: река Иня, леса, рядом - рельсы электрички. Рельсы, слава эмпээсному богу, пока еще ровные, без выбоин, а вот дорога...

Сворачиваем с почти идеальной для Сибири Ленинск-Кузнецкой трассы в село Карпысак: здесь начинается опорная для дачников с берегов Ини трасса на Тогучин и Болотное. И буквально через всего ничего первый знак, тот самый, который водители иногда деликатно именуют «бюстгальтер на дороге»: два холмика с ложбинкой. Тут же нашу машину начинает трясти, как энцефалитного больного с температурой под 40 - именно эта цифра, впрочем, и изображена под знаком.

Удар, еще удар, яма, еще яма... Нет ничего удивительного: дорога строилась в прошлом тысячелетии, в далекие ныне шестидесятые годы. В транспортном потоке тех лет чуть ли не самым тяжелым был ЗИЛ-«трехтонка», да и сам поток по сравнению с нынешним смотрелся хилым ручьем. Сегодня здесь в объезд пунктов весового контроля шастают грузовые фуры-монстры тонн под тридцать с гаком, калеча дорожное полотно и продавливая колеи в старинной насыпи: помидорчик с дачи, провезенный по их следам, гарантированно превращается в пути в свежайшую томат-пасту...

Ремонт и содержание, содержание и еще раз ремонт - но как говорили мудрые древние, сколько ни произноси «халва», во рту от этого не слаще. Сегодня основная головная боль дорожников - где брать гроши на самое необходимое для поддержания дорог в проезжем состоянии? Дорожные фонды пару лет назад ликвидированы свыше в очередном приступе государственной мудрости. Налоговая база в виде налога на пользователей автомобильных дорог по решению государственной, прости Господи, думы с 2003 года приказывает долго жить и долго ездить по ухабам. В федеральном бюджете на Чечню не хватает, в местном - вообще колесом покати: не доездиться бы до гужевых джипов «Телега-Ландкрузер» при таком безденежном раскладе...

И это только по одной дачной трассе. А таких у нас - десятки.

Сергей Полещук: «Вот и приходится строить дорожную стратегию, исходя не из того, что реально надо, а из того, что реально есть. Образно говоря, стараемся навести порядок хотя бы в прихожей и гостиной нашего города, оставив дальние закутки дорожного хозяйства на потом. Сегодня есть смысл концентрировать средства хотя бы на главных направлениях, включая, кстати, и опорную для дорожной сети тогучинскую трассу. В свое время эту тактику мы опробовали на Ленинск-Кузнецкой дороге: благодаря крупным целевым вложениям комфортабельный проезд по ней обеспечен лет на десять вперед.

Конечно, и в городе, и в пригородах будет продолжаться ямочный ремонт. Но обольщаться не стоит: при нынешнем состоянии проезжей части большинства дорог и улиц ежегодное латание возникающих дыр по трудозатратам - сизифов труд, а по результатам - мартышкина работа. На следующий год на прохудившемся асфальте рядом с заплатами возникают такие же ямы, и так до бесконечности - что и наблюдают горожане каждый апрель чуть ли не на каждой улице...»

Что ж, всякое творение рук человеческих стоит столько, сколько оно стоит. И как бы ни заливались сегодня правительственные соловьи по поводу очередного процента экономического роста, действительность говорит об ином - денег на хорошие дороги и гладкие, без ухабов, улицы у нас мало и еще долго не будет больше. А коль так, то и судьба у наших синьоров-помидоров такая: плакать сочными слезами на выбоинах или быть съеденными прямо на месте произрастания...

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: