Новосибирск 1.5 °C

«Сибирские» особенности национального аудита

06.06.2002 00:00:00

Аудитор - не обязательно тот, кто ездит на «Ауди»

 Современный серьезный бизнес невозможно представить без аудиторов. Только они могут дать собственнику достоверную и полную информацию о положении дел в компании. Приятно отметить, что в рейтинге 200 крупнейших аудиторских компаний России журнала «Эксперт» около десятка новосибирских агентств. Нынешний год - юбилейный для новосибирского аудита: ему исполняется десять лет. О том, что такое «сибирская школа аудита», наш корреспондент беседует с председателем правления Межрегиональной аудиторской палаты Сибири Александром Голенко.

- Александр Александрович, хорошо известно, чем занимаются аудиторы, - оценкой достоверности финансовой отчетности. А когда и как появилась эта профессия?

- Впервые аудиторы появились в Америке. Дело в том, что собственниками очень многих компаний там являются мелкие акционеры. Причем, в отличие от России, у каждого из них небольшое количество акций. Собственник, например, с 1-2 процентами акций - это уже крупный акционер, с 7-10 процентами - уже почти держатель контрольного пакета! Как столь огромному количеству владельцев контролировать положение дел на предприятии? Кому можно доверять? Так появились независимые аудиторские организации, которые проводили проверку хозяйственной деятельности компании, а потом докладывали об этом на собрании акционеров. И на основе этих докладов собственники принимали очень важные решения - продавать или покупать акции, менять руководство компании или оставлять. Так что аудитор - это независимый специалист, который обязан давать точную и объективную информацию о положении дел на проверяемом объекте. Эти положения, кстати, закреплены в российском Законе об аудите, согласно которому мы и работаем.

- Российский аудит - это что-то особенное по сравнению с мировой практикой?

- Ровно настолько, насколько особенна наша экономика. У нас чаще всего число собственников невелико - от двух до, может быть, нескольких десятков, реже - сотен, всех интересует в основном контрольный пакет, рынок акций крайне неразвит. В связи с этим наш аудит до последнего времени был прежде всего своеобразным буфером между собственниками и налоговой инспекцией. То есть аудиторские проверки давали возможность контролировать «чистоту» организации перед налоговыми органами - правильно ли заплатили, вовремя и так далее. Был даже такой казус - как-то к нам приехал один из крупных руководителей аудиторской службы Америки и попросил ему дать «настольную книгу русского аудитора». Он был очень удивлен, когда увидел, что это - налоговые документы. Но таковы реалии нашей экономики, а значит, и аудита, хотя в последнее время наметилась и другая тенденция: крупный собственник, в том числе государство, стал проявлять интерес к аудиту в его истинном, первородном значении.

- Какие события последних лет вы считаете важнейшими для отечественного аудита?

- Прежде всего принятие в этом году Закона об аудиторской деятельности. Кстати, в его разработке и корректировке сыграло активную роль Сибирское аудиторское сообщество. Закон вводит ряд принципиально новых для российского аудита положений. Например, вводится система контроля качества работы аудиторских организаций через аккредитованные профессиональные объединения. Надеюсь, аудиторское сообщество Сибири в лице Межрегиональной аудиторской палаты Сибири примет здесь самое активное участие и сможет дать отпор недобросовестным аудиторским организациям, так называемому «черному аудиту». Как признание общественной роли аудита я бы назвал решение Минимущества России проводить регулярные аудиторские проверки деятельности государственных унитарных предприятий силами аккредитованных аудиторских организаций. Не могу удержаться и с удовольствием замечу, что среди «провинциальных» аккредитованных аудиторских организаций наибольшее число - из Новосибирска. Вообще Новосибирское аудиторское сообщество, безусловно, самое сплоченное и наиболее активное среди аудиторов Сибири. А «новосибирская школа аудита» наиболее сильная в России в целом. И, как видите, это имеет практическое подтверждение.

- А что, по-вашему, означает «хороший аудитор»?

- Мне очень часто задают этот вопрос, и я понимаю, что само понятие «хороший» очень условно. На 99% наши аудиторы - это бывшие бухгалтеры. Но их главное отличие не в том, что они «умнее». Бухгалтер «варится» в своем кругу. А аудитор проверил 15-20 предприятий и, приходя на следующее, он уже хорошо знает, что и как делают бухгалтеры, где лучше и где хуже, и показывает это бухгалтеру. Очень часто для них это оказывается настоящим открытием. И есть еще элемент независимости: аудитор - это человек со стороны, и он отвлечен от внутренних проблем, технологий, эмоций.

- Многие бухгалтеры не любят и боятся аудиторских проверок....

- В общем-то, их можно понять: ведь, по сути, оценивается их профессионализм. Но если бухгалтер грамотный, постоянно стремится узнать что-то новое, ему нечего опасаться. Хотя бывали случаи, когда после аудиторских проверок главного бухгалтера увольняли. Но это - жизнь, и тут выбор собственника: платить много хорошему бухгалтеру или разоряться на штрафах....

- У каждого руководителя существуют свои «коммерческие тайны», схемы, которые можно отнести к его собственным «ноу-хау». И тут приходит аудитор, который, проверяя всю отчетность, не может оставить их без внимания... Как обеспечивается сохранение этой, безусловно ценной, информации?

- Понятие «аудиторской тайны» существовало и раньше. Однако сейчас, с принятием Закона об аудите, оно поставлено очень жестко и предусматривает серьезную, вплоть до уголовной, ответственность. Аудитор обязан хранить тайну клиента так же, как государственные и налоговые органы. И, конечно, принимая на работу людей, мы стараемся объективно оценивать их моральные качества при аттестации на должность. Это тоже дает свои результаты.

- В последнее время у нас появилось большое количество «консалтинговых» фирм, оказывающих услуги по «оптимизации» бизнеса, налогообложения... Это тоже является частью работы аудиторов?

- Консалтинг по своей сути является синтезом аудита. Более того, консалтинг невозможен без аудита, так как с его помощью обеспечивается достоверность данных, используемых консультантом. На Западе, например, некоторые фирмы имеют от консалтинга до 50-60% дохода. Но с этим же, по мнению некоторых аналитиков, связаны и самые большие скандалы. Возьмите, например, случай с американским гигантом «Enron». Его «вела» и консультировала одна из известнейших в мире компаний, они дали положительные итоги по результатам аудиторской проверки, а через несколько недель - крах и убытки на миллиарды долларов. Вообще, в строгом понимании, аудитора волнует объективная сторона дела - он пришел оценить положение дел, причем задним числом, по итогам хозяйственной деятельности, поэтому принимает решение в пределах своей компетенции: правильно ли сформирована отчетность, достоверно информируют акционеров или нет. Кстати, именно поэтому решение о выборе и утверждении аудитора принимает только общее собрание акционеров - ни совет директоров, ни генеральный директор - никто не может это сделать единолично. Но в реальности аудитор - уже наполовину консультант. Он приходит на предприятие, видит положение дел, погружается в специфику, получает доступ к коммерческой информации. Да и сами руководители предприятий заинтересованы в подсказках: что делать, как, куда двигаться. К тому же проще работать с одним человеком или организацией... Поэтому сегодня некоторые аудиторские компании уже оказывают и юридические услуги, и консалтинг, и налоговую минимизацию, и оценку бизнеса и так далее. Но здесь есть другая сторона медали - аудитор становится зависим от исполнительного органа и не всегда может быть беспристрастен. Такое мнение существует и широко обсуждается в печати. Хотя я с этим не согласен: на мой взгляд, то, что аудитор становится специалистом все более широкого профиля, перерастает только бухгалтерские подходы к достоверности отчетности, оценивает предприятие как живой организм, как бизнес в целом, - это, на мой взгляд, правильно, и в этом - будущее аудита. Другое дело, что зависимость от исполнительного органа мешает объективности аудита. Но тут нужны, на мой взгляд, совсем другие рычаги влияния, консалтинг здесь не помеха.

- А бывают ли случаи «добывания» информации от аудиторов налоговыми органами, силовыми структурами?

- Соблазн у них, конечно, такой есть... однако надо отдать должное - они приняли наше существование и начинают считаться с нами. Особенно я бы отметил в этом отношении налоговую инспекцию. Иногда возникают даже такие ситуации - аудиторы проводят свою проверку, и приходит налоговая - со своей. Сейчас нам дают закончить, а они свою переносят на более поздний срок. Что касается остальных фискальных органов, то в Законе об аудите четко говорится о нашей независимости и о том, что любые материалы, касающиеся дел клиентов, могут выдаваться только по решению суда.

- В ходе нашей беседы, Александр Александрович, вы не раз говорили о «сибирской школе аудита». В чем ее особенность?

- В нынешнем году новосибирский аудит отмечает десятилетие со дня своего основания. И прежде всего я бы отметил одного из первых аудиторов Новосибирска - доктора экономических наук, профессора, президента Новосибирского союза аудиторов Александра Арсеньевича Шапошникова. Именно он во многом определил основные направления нашего развития. С моей точки зрения, наш, сибирский аудит - более «человечный». Есть, например «чистая технология» - так работают на Западе: ассистенты собирают в компании клиента определенные данные, информация вводится в компьютер, и руководитель получает результат, который передает клиенту. Все очень сухо и регламентировано - « от сих и до сих», максимальный уход от человеческого фактора. У нас, кстати, перенимают эту технологию, особенно столичные крупные компании. Мы же идем от личности специалиста, от его творческого подхода к делу. Аудит - это действительно творческое дело, за сухими цифрами можно увидеть очень много и рассказать клиенту такого, что ни один компьютер никогда не подсчитает! Наверное, это и ценится - многих наших специалистов охотно приглашают на работу в столицу, в другие регионы. Кстати, совсем недавно завершился конкурс «Лучший аудитор России 2001 года», представительница Новосибирска вошла в число победителей и признана лучшим аудитором России 2001 года. И то, что есть рост, есть признание значимости нашей работы, свидетельствует о том, что мы действуем правильно.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: