Новосибирск 9.2 °C

Человек, который привык по весне снимать пацанов со льдин

25.04.2002 00:00:00

«Вон там Обь огибает островок, и доплыви пацан дотуда - конец», - говорит Гурский. Фото Сергея ПЕРМИНА

 В прошлое воскресенье, 21 апреля, Валентин Антонович Гурский на лодочной базе близ бывшей Чернышевской пристани у Нахаловки занимался привычным и любимым делом: ремонтировал свой катер. Наступал сезон, когда катер можно уже ставить на воду и, следовательно, отправляться по излюбленному маршруту - на Нарым. Гурский и его друзья-«мореходы» ходят туда каждый год. Помимо удовольствия от самого плавания, походы приносят и вполне практическую пользу. В 10-12 километрах от Нарыма есть местечко, где бьют ключи. И не простые, а лечебные. Из Нарыма они привозят воду и грязи, которые, как уверяет Валентин Антонович, действительно помогают едва ли не от всех болезней.

Так вот, чинил он свой катер, и вдруг с берега ему кричат мужики, распивавшие там пиво:

- Антоныч, глянь: пацан на льдине плывет!

Он взглянул. Точно: плывет небольшая льдина - метра три квадратных, - а на ней стоит мальчишка. Стоит не двигаясь и даже, кажется, не дыша.

- Мужики, давайте-ка лодку на воду, - сказал Гурский.

- Да там его дальше поймают, - отмахнулись было мужики.

Кто, интересно, будет его там, ниже по течению, ловить? Обь дальше огибает островок, а с Ини уже пошла шуга, и если льдину с пацаном течением отнесет влево - а, по всему, так оно и должно быть, - она просто-напросто разобьется и... И все. Вода сейчас в реке такая, что три минуты в ней - максимум, что может выдержать человек.

Лодку стащили, Гурский сел на весла. Уже подгребая к льдине, он крикнул:

- Стой, не двигайся!

Виктор Чертов (слева) и Валентин Гурский. Фото Сергея ПЕРМИНА
 Это обязательно: чуть шевельнешься - льдина перевернется.

- Сейчас я подойду кормой, а ты сразу прыгай, понял? - продолжал наставлять Валентин Антонович.

Мальчишка сиганул, как заяц в лодку деда Мазая.

- Грести умеешь? - спросил Гурский и, когда пацан кивнул, приказал: - Тогда греби.

Позже он признается:

- Года не те, и «мотор» уже не тот. Короче, схватило сердце - переволновался...

Года действительно не те. Пятнадцать лет назад, например, в марте 1987-го он с товарищем сняли с льдины за раз семь мальчишек! Все так же, по тому же сценарию: кормой к льдине - и по одному в лодку. И ничего, работали почти автоматически. С учащенным сердцебиением, конечно, но не с таким напряжением. Обошлись собственными силами, хотя тогда даже вертолет для спасения поднимали.

А за год до этого он же с Виктором Чертовым таким же образом «эвакуировали» со льдины пятерых пацанов.

- Тоже ремонтом занимались и глядим: плывут «пингвины». На коленки встали и не шевелятся. Пингвины и пингвины, - вспоминает Чертов. - А год спустя эти же пятеро оказались в числе тех семи, за которыми вертолет летал.

- Пацаны есть пацаны, - вздыхает Гурский. - Я этого спрашиваю: ну, ты хоть что-нибудь понял? «Понял, - отвечает, - Понял, как люди тонут». Так это он сейчас так говорит, а время пройдет - и забудет, пострелец!

Считай, каждую весну Валентину Антоновичу приходится стаскивать лодку на воду, чтобы «вылавливать» очередного мальчишку. Он уже и считать перестал, сколько их на его счету. Да что толку? Первый страх прошел, и они опять на льдину с палками - поплавать. И, похоже, сейчас с этим ничего не поделать: и родителям не до воспитательных разговоров, и учителям не до просветительских бесед. Только на Валентина Антоновича и надежда, что ли?

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: