Новосибирск 6.8 °C

«Куда уходит наша квартплата?»

16.04.2002 00:00:00

«Отдаем жилищникам бешеные деньги, а за что?» Эти вопросы, звучащие в СМИ, на встречах горожан с руководителями города, в трамвайно-троллейбусных разговорах «за жизнь», сегодня не редкость. Но, оказывается, жилищники, которым прежде всего адресуют свои претензии горожане, не меньше заинтересованы в том, чтобы люди знали ответы на эти вопросы.

 Многие из подобных вопросов порождены элементарным неведением людей. Немногие знают, например, что жилищникам достается лишь пятая часть того, что жильцы вносят в кассу, называя привычным словом «квартплата». Что львиная доля этой суммы уходит на энергетику. Что в Новосибирске население платит за жилищно-коммунальные услуги меньше того, что рекомендовано правительством и т. д. Вот почему сегодня признана важной необходимость информирования граждан о структуре тарифов на ЖКУ, о реальной стоимости услуг, о распределении средств, полученных от населения, о том, как отреагировало ЖКХ на увеличение платежей граждан и т. п. Это направление работы жилищников настолько важно, что даже вписано в недавно принятый в Новосибирске план мероприятий по совершенствованию жилищно-коммунального комплекса города на 2002-2003 годы. Об этом же наш сегодняшний разговор с начальником планово-экономического отдела комитета ЖКХ Людмилой Щербаковой.

- Людмила Курмашевна, как тарифы на жилищно-коммунальные услуги, действующие в Новосибирске, соотносятся с федеральным стандартом, установленным на 2002 год?

- Все тарифы на ЖКУ были рассчитаны на уровне 2001 года, когда федеральный стандарт составлял 18 руб. 20 коп. В 2002 году по НСО он установлен в размере 23 руб. 20 коп., а это 27-процентный рост по сравнению с федеральным стандартом прошлого года. Доля оплаты населением установлена в Новосибирске в 60%, в области - 80%.

- То есть, в Новосибирске с граждан берут меньше, чем того требует правительство. И все же тарифы подросли, и многие горожане ставят вопрос в такой плоскости: «Квартплата увеличилась, а качество услуг заметно не улучшилось».

- А тарифы на транспорте поменялись - на качестве поездок это сказалось? Машина едет, мотор работает. Просто подорожали запчасти, ГСМ, выросла оплата труда и т. д. То есть тариф повышается, поскольку увеличивается стоимость сопутствующих материалов и услуг, которые заложены в этом тарифе. То же и в ЖКХ. Другое дело, что с увеличением доли оплаты населения жилищно-эксплуатационные организации как хозяйствующие субъекты стали строже относиться к этим деньгам. Я бы сказала - более трепетно.

- Почему?

- Это живая составляющая. И когда у хозяйствующего субъекта на расчетном счете появляются деньги, он направляет их на решение самых «болевых» проблем жилфонда. Ведь необходимые средства в жилье не вкладывали годами. В результате дома пришли в такое состояние, что теперь уже приходится делать не все подряд, как это положено по правилам технической эксплуатации, а выборочно. То, от чего население страдает, без чего дома рушатся. Особенно больной вопрос - межпанельные швы (а это отсыревающие стены со всеми вытекающими последствиями). Их годами не ремонтировали, а услуги эти - лицензированные, жилищники их не оказывают. Ремонт кровель - очень дорогостоящие работы: иногда квартплаты всего района (месячного фонда текущего содержания) не хватает, чтобы сделать, как следует, одну крышу.

- Давайте разложим на составляющие структуру расходов в жилищно-коммунальном хозяйстве.


 - Условно возьмем за 100% все расходы жилищно-эксплуатационной организации. Из них 41% приходится на благоустройство, обеспечение необходимого санитарного состояния зданий и прилегающих территорий (помыть, убрать, вывезти снег и т. д.). На ремонт конструктивных элементов (кровель и др.) приходится 15%. 12,8% средств идет на прочие прямые затраты (содержание паспортно-визовой службы и др.). 16% - расходы общеэксплуатационного характера. На обслуживание внутридомового оборудования приходится 31,2% всех расходов. Ведь чтобы вода, электроэнергия, тепло, доведенные ресурсоснабжающими организациями до стены дома, оказались в каждой квартире, чтобы работала канализация, необходимо внутридомовое оборудование из года в год приводить в состояние, пригодное для эксплуатации.

- Но иногда жители говорят: «Мы не видим слесарей, они у нас в квартирах не появляются, мы все делаем сами».

- Они, может быть, в квартире все сами и делают. Но чтобы до квартиры от стены здания все блага дошли, слесари-сантехники, электрики, начиная с мая и заканчивая октябрем, работают с внутридомовым оборудованием: ремонтируют, меняют, утепляют, латают трубы и т. д. А с жителями, действительно, ЖЭУ работают сейчас только по заявке. Хотя согласно этим правилам технической эксплуатации, мы должны регулярно приходить к каждому жителю, делать перечень профилактических работ, чтобы система в доме работала без сбоев. Если бы это делалось, проблем у жителей было бы меньше. Ведь заявочный ремонт - это следствие отсутствия профилактического.

- Проблема в нехватке средств?

- Средства из той суммы, что в виде оплаты за ЖКУ жилец вносит в кассу, распределяются так. 65% идет за оплату услуг Энергосбыту (32% - отопление, 21% - горячая вода, 12% - электроэнергия). 7% - Горводоканалу, 1% - Спецавтохозяйству за вывоз мусора, 3% - подрядным организациям за обслуживание лифтового хозяйства. Столько же - подрядчикам, занятым на капитальном ремонте жилфонда. Непосредственно ЖЭУ достается всего лишь 21%. На эти деньги надо привести в порядок подъезды и мусорокамеры, отремонтировать внутридомовые системы, залатать крышу, убрать двор. Поэтому говорить жилищникам: «Мы вам бешеные деньги платим» по меньшей мере некорректно. Да, дорого. Но это за все услуги, и они столько стоят. Реально они стоят даже много больше.

Чтобы дополнить картину, скажу, что в нескольких районах у нас средств от квартплаты и арендной платы не хватает даже на зарплату работникам ЖЭУ. Люди уходят. Дворников, например, в некоторых подразделения осталось чуть больше 20% от потребности. Рук нет, чтобы сделать самое необходимое (если зима, гололед, хотя бы песок разбросать). И не от хорошей жизни в ЖЭУ свято блюдется средник: каждую неделю, по средам, вся администрация лопату в руки - и пошли.

- После введения с 1 января 2002 года новых тарифов на ЖКУ платежи граждан-квартиросъемщиков возросли, но возросли и затраты жилищников на электроэнергию, материалы и т. д.

- И все же жилищникам удается теперь делать больше. Как только у хозяйствующих субъектов появилась денежная составляющая, сразу появились и дополнительные объемы. В прошлом году больше, чем планировалось, отремонтировано кровель, панельных швов, подъездов и т. д.

- Подскочившие с 1 апреля энерготарифы снова автоматически уменьшили долю оплаты населением жилищно-коммунальных услуг.

- Это так. Поэтому городу и пришлось корректировать тарифы на ЖКУ. Ведь энергетическая составляющая, например, в затратах Горводоканала доходит до 50% и даже более, в жилищной услуге составляет 10% и т. д. Электроэнергия идет на освещение мест общего пользования, дворов, без энергии не поедут лифты... Лифт - это вообще самая затратная позиция, которую надо бы вывести из текущего содержания. А если бы жители сто-процентно оплачивали эту услугу, то деньги, заложенные в бюджете на компенсацию расходов по лифтовому хозяйству, можно было бы пустить на их модернизацию и замену. У нас же есть еще «доисторические» распашные лифты. Есть лифты, у которых срок эксплуатации критический и их из соображений безопасности необходимо менять. Высвободившиеся бюджетные средства целевым образом можно было бы пустить именно на эту программу.

- Легко сказать: «Вывести на 100-процентную оплату». Но надо же считаться с доходами людей.

- Мне, как экономисту, конечно, хотелось бы, чтобы люди платили за услугу столько, сколько она стоит. Но городская власть как раз учитывает доходы населения. Именно поэтому в Новосибирске уже не первый год действует система субсидий, и она совершенствуется. Мы хотим, чтобы субсидии поступали на персонифицированные счета граждан, и такой эксперимент на базе Железнодорожного района при участии городского расчетно-кассового центра будет проведен. Те, кто не в состоянии оплатить ЖКУ в полном объеме, будут иметь возможность получить на свой расчетный счет компенсацию из бюджета. Механизм сейчас разрабатывается.

Ну а люди состоятельные, согласитесь, не должны сидеть у бюджета на шее. Я бы хотела донести до горожан простую мысль: за услуги рассчитываться все-таки надо. И если не получается делать это самому, надо не стесняться обращаться за субсидией. И не думать, что идешь с протянутой рукой. Адресная социальная помощь оказывается во всех цивилизованных странах. И малообеспеченные граждане вправе требовать, чтобы им оплату услуг уменьшили на величину субсидии. Тогда и хозяйствующий субъект не будет страдать, и человек будет защищен.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: