Новосибирск 2.8 °C

Дикий вестерн на пыльной плоскости «Экрана»

23.03.2002 00:00:00

 В самом начале марта специалистам Новосибирского территориального антимонопольного управления пришлось столкнуться со случаем, аналогов которому пока еще в их практике не было. Нет, заявления, сообщения и жалобы на нарушения Закона РФ «О конкуренции...» были, конечно, и прежде, но тут случай - несуразный, необъяснимый, дикий какой-то. Впрочем, одному из участников этого конфликта он кажется, как это ни прискорбно, вполне приемлемым.

...Закрытость завода «Экран» как оборонного предприятия - давно уже история. Сегодня только один его четвертый цех остается режимным и работающим на оборону, а потому охраняющимся соответствующим образом. Остальные подразделения - точнее сказать, оставшиеся (сейчас на предприятии работают примерно 2200 рабочих, а десять лет назад - около 8000) изготовляют стеклотару. Бизнес весьма перспективный - если учесть, что за Уралом больше нет производителей бутылок, - но и он объективно не мог и не может обеспечить содержание опустевших помещений и зданий, территории. И прежнее руководство завода во главе с его директором Анатолием Катаевым справедливо решило впустить на территорию «Экрана» другие предприятия: и им благо - появилась возможность работать в уже готовых помещениях; и заводу - во-первых, от субарендаторов какая-никакая денежка попадала в заводскую кассу, а во-вторых, сообща легче решать те же вопросы по содержанию и порядку на территории.

Так «поселились» здесь и солидные компании - «Россиб-Фармация», «Фрутос-Н», «НЭВЕЛ», Сибирская продовольственная корпорация, - и предприятия менее известные - ЧП, АО, ООО, ремонтирующие машины, разливающие масло и водку, что-то покупающие и продающие. Всего более 100 предприятий. Каждое из них занималось своим бизнесом и не мешало своим соседям - крупным ли, мелким ли - и помимо всего прочего содержало и территорию, и занимаемые помещения в том порядке, который был оговорен в договорах с администрацией завода. В общем, мирное взаимовыгодное существование ста субъектов с различной формой собственности.

Но с конца прошлого года ритмичность бизнеса всех (!) арендаторов оказалась нарушенной. И обычное - спокойное и цивилизованное - ведение своего дела не только превратилось в некое состязание со свалившимися вдруг «нововведениями» заводской администрации, но и поставило под вопрос вообще существование здесь большинства предприятий. С чего?

...В ноябре прошлого года совет директоров «Экрана» отстранил от занимаемой должности директора Анатолия Катаева и на его место назначил нового директора Сергея Васюкова. Тогда никого из арендаторов заводской собственности это не смутило и не обеспокоило - не их проблемы. Но думается, что наиболее дальновидные ничего хорошего от этой перестановки не ожидали. Тем более что фактическим и юридическим хозяином «Экрана» к тому моменту уже была РАТМ - промышленно-коммерческая группа. РАТМ скупила контрольный пакет акций «Экрана», и, следовательно, какой бы документ, приказ или распоряжение ни подписывал гендиректор, текст продиктован был именно РАТМ. А шлейф событий и явлений за промышленно-коммерческой группой тянется такой, что ее вряд ли можно отнести к категории выбирающих средства для достижения поставленной цели.

Следует, наверное, напомнить о некоторых из них. Весной прошлого года РАТМ со второй попытки установил своего человека у руля АО «Искитимцемент» Сергея Хохлова, и ратмовское «дыхание» едва ли не тут же стал ощущать единственный в Западной Сибири шиферный завод этого же города: «Искитимцемент» с завидной регулярностью прекращал подачу на шиферный сжатого воздуха для производственных нужд, срывая тем самым весь производственный процесс и принося ему убытки. Цель, вероятно, была одна - вынудить администрацию предприятия продать или отдать пакет акций стабильно работающего завода...

Летом того же года «РАТМ-энерго» подала иск о взыскании многомиллионной задолженности «Новосибирскэнерго» перед ним, что объективно не могло быть исполнено, поскольку таких денег у «Новосибирскэнерго» нет, да к тому же цена тонны угля с «РАТМ-энерго» вдвое превышала отпускные цены угольных разрезов региона, а качество его неуклонно снижалось. Это дало основание официальному сайту РАО «ЕЭС России» посчитать иск попыткой захвата энергокомпании...

В середине декабря 2001 года РАТМ удалось добиться ареста счетов энергокомпании, чем, по заявлению гендиректора АО «Новосибирскэнерго» Владимира Соловьянова, поставило под угрозу жизнедеятельность Новосибирской области.

А месяцем раньше РАТМ инициировала скандал вокруг продажи «Сибирского антрацита». Торги выиграл незапланированный президентом новосибирской группы РАТМ Эдуардом Тараном «Углеродпром». А поскольку победитель на тот момент уже имел соглашение о стратегическом партнерстве с компанией «Кузбассразрезуголь», которая незадолго до этого разорвала с РАТМ договор о закупках у него угля, то угольщики из бывших партнеров превратились в конкурентов. Это, конечно же, РАТМ было неудобно и невыгодно...

Вот такой след тянется за РАТМ, где бы она ни появлялась. И правы были те, кто ничего хорошего от полного ее господства на «Экране» не ждал.

И 20 декабря 2001 года директор «Фрутос-Н» и «Россиб-Фармации» Борис Шепель получил письмо от руководства завода, что с 8 января 2002 года въезд транспорта на территорию и проход людей на нее становятся платными - и даже прейскурант: сколько - за грузовой автомобиль, сколько - за легковой, сколько - за человека и т. д. По словам Бориса Шепеля, поначалу это письмо не вызвало никаких других чувств, кроме недоумения. Дело в том, что помещения, которые занимает крупнейшая за Уралом компания по поставкам фармацевтической продукции, ею приобретены на вполне законных основаниях в 1998 году на открытых торгах, проводимых мэрией. Земля, на которой они находятся, взята в аренду на десять лет, о чем есть договор с комитетом по земельным отношениям мэрии. И потому эта компания и завод «Экран» находятся в совершенно одинаковых «весовых категориях», и никто никому приказывать и устанавливать свои порядки не вправе.

Более того, въезд и вход к помещениям этих двух компаний осуществляется через так называемые восточные ворота, которые «Россиб-Фармация» сама же и соорудила по предложению прежнего руководства завода. Для обоюдного удобства: машины к фармацевтическим складам не будут теперь колесить по всей территории завода.

Еще одним пунктом «нового порядка» предусматривалась строгая закрытость предприятия от посещения его иностранными гражданами, потому что завод «Экран» - неожиданно вспомнили производители бутылок - предприятие оборонное. Но при этом «забыли», что режимным на нем остался один-единственный цех, который и охраняется положенным образом. А у «Фрутос-Н» и «Россиб-Фармации», к слову, в партнерах 276 компаний из 52 стран.

Удивленный директор после многократных попыток все-таки встретился с руководством истинного владельца «Экрана» - РАТМ. И руководство в беседе с ним не настаивало на неукоснительном выполнении распоряжения, но подписывать какой-либо договор об этом отказывалось.

Партнерство «по понятиям» вылилось в следующую дикую акцию «Экрана». Завод выставил на восточных воротах свою охрану в придачу к охране «Россиб-Фармации» и «Фрутос-Н». И на этом директор завода не остановился. Вскоре к ним еще примкнули и бойцы ВОХРа с автоматами, в задачи которых входило... обеспечить безопасность заводских сторожей! А за пару дней до этого заводские охранники вообще живой цепью преградили путь автомобилям к складам НЕ ЗАВОДСКИМ, чем нанесли существенный ущерб двум названным компаниям - около 200 тысяч рублей. Трехрублевый вход и пятнадцатирублевый проезд, кстати, им в год обойдется примерно в пять миллионов совсем не лишних денег.

Ситуация, конечно, анекдотичная. Представьте себе, что ваш сосед с первого этажа исправно требует с вас три рубля за то, что вы заходите в подъезд, в котором проживаете! Но она заставила Бориса Шепеля с начала нынешнего года заниматься не своим делом: он пишет письма, заявления и обивает пороги правоохранительных органов в поисках управы на нецивилизованного соседа. В прокуратуре ему сказали - пишите заявление, в антимонопольном управлении - зафиксируйте очередную противозаконную акцию, и мы разберемся. Нет сомнения, что разберутся и те, и другие. Только времени эти разбирательства потребуют много. А это означает, что сто предприятий будут вынуждены пока жить по диким законам РАТМа. Впрочем, уже не сто: ежедневно из восточных ворот «Экрана» выезжают автомобили, груженные имуществом фирм, у которых нет возможности и сил сопротивляться «всемогущей» РАТМ. Выезжают под бдительным надзором тройной охраны.

И трудно предположить, кому это может быть выгодно? РАТМ? Но даже если предположить, что его руководители совершенно безграмотные хозяйственники, все равно для них должно быть очевидно: своими силами и средствами содержать высвободившиеся вследствие идущего рэкета производственные помещения им будет не под силу. Впрочем, в печати все чаще появляются сообщения о новой тенденции на экономическом рынке России: более сильные, но не стабильные компании «съедают» более слабых чуть ли не из «спортивного интереса» - и препятствуют развитию компаний не менее солидных, чем они, хотя и работающих в других сферах. Так, следуя деревенской философии - если моя корова заболела, соседская пускай сдохнет!

И совершенно абсурдно предполагать, что это нужно какой-то из ветвей местной власти: зачем создавать ненужные проблемы предприятию, исправно «питающему» бюджет («Фрутос-Н» в прошлом году, следует напомнить, заплатил 80 миллионов рублей). Но тогда напрашивается еще один вопрос. Отчего же она, власть, бездействует, если к тому же областная администрация владеет так называемой «золотой акцией» «Экрана», позволяющей самым решительным образом влиять на ход каких бы то ни было событий?

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: