Новосибирск 12.1 °C

Когда выбирать губернатора?

20.03.2002 00:00:00

Многие полагают, что не стоит выбирать главу администрации Новосибирской области и депутатов Госдумы в один день.

Рисунок В. БОГОРАДА

 Многие политологи сегодня сходятся на том, что следующая губернаторская кампания фактически уже началась, хотя до выборов еще далеко. Говорить об этом стали после двух знаковых событий: после того, как сенатор Иван Стариков, дважды пытавшийся стать главой администрации Новосибирской области, заявил о своем намерении штурмовать это кресло в третий раз, и после того, как победивший во втором туре Старикова нынешний губернатор Виктор Толоконский и его команда отметили двухлетие работы. Журналисты и политологи живо откликнулись на это событие - не ограничились только информацией, а начали анализировать тенденции сегодняшней новосибирской политики. Благо и повод был - только что завершились выборы в областной Совет. Причем завершились они с результатом, весьма печальным для оппонентов нынешнего губернатора...

Но тему предстоящих выборов нельзя - хотя это у нас делается довольно часто - сводить только к персоналиям. Не случайно и политологи, больше занимающиеся теорией, и политтехнологи, которые, наоборот, сильны в практике, предлагают обсудить вопросы, связанные с организацией и проведением предстоящих выборов. Причем речь идет не только о юридических проблемах, которых, как показали выборы в облсовет, у нас в выборном законодательстве хватает.

Взять, к примеру, такой вопрос: должны ли выборы главы администрации Новосибирской области совпадать с выборами депутатов Государственной думы? Проблема - не новая, и решать ее можно по-разному. В свое время Иван Индинок мог работать главой администрации области довольно долго, поскольку он был назначен на этот пост президентом России. Индинок сам настоял, чтобы прошли выборы, - Москва дала добро, и жители Новосибирской области впервые выбирали руководителя региона в один и тот же день с выборами депутатов Государственной думы.

Итог известен. Но самое интересное, что четыре года спустя губернатору Виталию Мухе также поступали предложения развести выборы губернатора и депутатов Госдумы по срокам. Муха на это не пошел, и результат оказался точно таким же, что и четыре года назад, - действующий глава проиграл...

Какие же есть аргументы у сторонников разведения выборов по срокам? Они, в общем-то, не новы. Причем ряд аргументов является ответом на высказывания сторонников проводить все выборы в один день.

Например, объединение выборов экономит бюджетные деньги. Это, безусловно, так. Поэтому подобная идея нравится многим. Вопрос - насколько велика эта экономия? Ведь, выиграв в количестве, можно проиграть в качестве. Экс-губернатор Иван Индинок сегодня прямо говорит, что «столько денег вылетает в трубу, что смешно говорить об этом. Потому что экономим мы, получается, на своем будущем. В результате сэкономим таким образом, что эта «экономия» обернется боком всем».

Другой аргумент «традиционалистов» состоит в том, что народ от выборов устал, ходить на них не желает, поэтому все голосования, безусловно, нужно совместить. Но факты говорят об обратном: народ не «уставал» - просто люди исторически (так уж повелось) делят выборы на главные и не главные. Главными всегда считались выборы президента, парламентариев и главы администрации области. Но и выборы в областной Совет, кстати, тоже не обойдены вниманием...

Можно вспомнить декабрь 95-го, когда люди, зная о штормовом предупреждении, шли на выборы. Между прочим, ветер кое-где достигал 30-40 метров в секунду. А в Чистоозерном районе, где ветер был самым сильным - более сорока метров секунду - и где даже были отмечены разрушения, явка оказалась самой высокой! Так что желание голосовать у людей есть. А правильно построенная работа по информированию жителей города и области о выборах, как показывает опыт последних кампаний, это желание только усиливает.

Главный аргумент специалистов, которые полагают необходимым развести выборы по срокам, заключается в следующем: выбирая одновременно в две различные ветви власти, мы создаем людям массу неудобств. После месяца-другого выборной кампании со всеми ее прелестями у них просто возникает каша в голове - непонятно, кого, куда и на сколько выбирать. А ведь выборы - совершенно разные: в Государственную думу мы выбираем четырех депутатов по одномандатным округам и, если получится, еще несколько человек могут пройти в Думу по партийным спискам. Это - депутаты парламента, который должен прежде всего принимать законы. И это - федеральный уровень.

Выбирая губернатора, люди называют человека, который, по их мнению, достоин возглавить систему исполнительной власти в области. Здесь совсем другие функции, другие задачи. Уровень тоже другой - региональный. Но для многих из наших земляков эти выборы являются самыми важными.

В общем-то, у каждой власти должен быть инстинкт самосохранения. А что такое выборы в Думу с точки зрения власти исполнительной? Это несколько месяцев мощного прессинга, когда ее поливают грязью (оправданно или нет - вопрос другой).

Есть еще одна интересная вещь: одновременное проведение выборов губернатора и депутатов Госдумы искажает, как принято говорить, электоральную ситуацию. Здесь можно выделить два момента: во-первых, бывает, что один и тот же политик баллотируется и в парламент и пытается стать губернатором. За примером далеко ходить не надо. В 95-м году Евгений Логинов, Алексей Мананников и Иван Стариков боролись и за губернаторское кресло, и за мандат депутата Госдумы по Искитимскому избирательному округу. Что дает такое совмещение кандидатам? Прежде всего расширяет их возможности, ведь можно использовать сразу два избирательных фонда и, соответственно, больше появляться в прямом эфире, на телеэкране, на газетных полосах: два избирательных фонда всяко больше, чем один!

Тогда, в 95-м, на выборах губернатора Алексей Мананников был третьим, в округе - четвертым. Евгений Логинов - пятым и первым, а Иван Стариков соответственно - четвертым и третьим.

Во-вторых, список кандидатов выглядит иначе, чем мог бы, поскольку некоторые политики, мечтающие побороться за губернаторство и в другое время непременно поборовшиеся бы, в данной ситуации выбирают все-таки «синицу в руках».

Нельзя не отметить еще одну интересную деталь: до сей поры губернаторские выборы в Новосибирской области проходили все-таки в два тура. Второй тур, согласно областному закону, «проводится в воскресенье не позднее чем через три недели после дня общих выборов». Как раз в эти три недели в региональную ситуацию активно вмешивается так называемый «отложенный эффект» думских выборов. Естественно, что итоги выборов в Думу остаются темой номер один, по крайней мере до нового года. Об этом пишут и говорят очень много. И, разумеется, общий тон публикаций и выступлений не может не влиять на умонастроения избирателей Новосибирской области. Так, в 95-м перед вторым туром губернаторских выборов только ленивый не писал о том, что «Наш Дом - Россия» потерпел поражение, а левые, наоборот, выступили очень удачно. Это также не могли не принять во внимание...

Эксперт фонда «Сибирь-Форум» Дмитрий Пучкин отмечает еще один нюанс: когда выборы проводятся вместе, то доминируют федеральные СМИ, фактически навязывая жителям области мнение, которое устраивает того или иного олигарха. И, наоборот, в регионах, где глав администраций и депутатов Госдумы выбирают отдельно, наиболее весомо, конечно, мнение своих, «родных» СМИ.

Спорить можно долго, а можно посмотреть, как обстоят дела в других регионах России. Вспомним выборы 99-го года. Оказывается, наша область в числе немногих проводила выборы вместе. Губернаторов и депутатов Госдумы в один день избирали в Вологодской, Оренбургской, Московской, Тверской, Ярославской, Новосибирской областях и в Москве!

В сентябре 99-го прошли выборы губернаторов в пяти регионах, хотя они могли пройти в один день с выборами депутатов Думы. Однако законодатели Ленинградской, Новгородской, Свердловской, Омской и Томской областей решили, что даты голосования необходимо развести. А ведь омичи и томичи - наши соседи...

В Санкт-Петербурге «Яблоко» выступило против совместных выборов. Координатор фракции «Яблока» в местном законодательном собрании Михаил Амосов высказался в том смысле, что аргумент экономии не является существенным. Председатель Госдумы Геннадий Селезнев, к которому обратились с предложением совместить выборы в союзный парламент с губернаторскими выборами в России, категорически отверг эту идею.

Наконец последний пример у всех на слуху - речь идет об отставке президента Ингушетии генерала Руслана Аушева. Генерал заявил, что «твердо убежден в том, что президентские выборы надо развести по срокам с выборами в местный парламент». Аушев принципиально отстаивал свою позицию и показал, что принцип для него важнее должности - ушел в отставку, оставшись при своем мнении.

Но кто вообще принимает решение о выборах губернатора? Закон «О выборах главы администрации Новосибирской области» гласит, что выборы назначаются областным Советом. И если быть совсем точным, «назначаются на первое или второе воскресенье месяца после истечения срока, на который был избран глава администрации». Причем такое решение Совет должен опубликовать не позднее, чем за 120 дней до голосования.

В любом случае решение будет принимать областной Совет. Каким оно будет - вот вопрос! Кто-то будет настаивать на совмещении выборов, кто-то, ссылаясь на закон, докажет, что выборы должны быть назначены на январь, а прагматики уже сейчас размышляют об августе-сентябре - самом спокойном времени, когда выбор делать и приятнее, и легче, чем в декабрьские морозы.

А выбирать губернатора мы теперь будем не на четыре, а на пять лет...

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: