Новосибирск 12.1 °C

В НГУ по второму разу

19.03.2002 00:00:00

Обновлять знания - не только
хороший тон, но и необходимость

 Лет десять назад полстраны в одночасье сменило специальность. Дипломированные инженеры, врачи, учителя стали менеджерами, финансистами, риелторами. Причем у многих получилось. Диковатость российского рынка позволяла приобретать необходимые знания опытным, так сказать, путем. Впрочем, образовательные учреждения тоже быстро переориентировались. Заманчивыми предложениями посетить семинар «Все о бизнесе за 3 дня» до сих пор завален стол любого директора. Поучить «только что слезших с пальмы» россиян азам предпринимательства брался чуть ли не каждый заезжий иностранец, не говоря о доморощенных специалистах. Эти разрекламированные профанации заметно скомпрометировали саму идею дополнительного образования.

Между тем во всем мире считается хорошим тоном обновлять знания каждые 5-7 лет. Согласитесь, в последнее время окружающая действительность меняется гораздо быстрее, чем хотелось бы. Знания постоянно устаревают. Однако хорошему фундаментальному образованию свойственен здоровый консерватизм. Нельзя модернизировать базовую подготовку, скажем, экономистов каждые два года. С другой стороны, возникает насущная потребность в систематизации новых знаний и обновлении имеющихся. И здесь краткосрочными семинарами об изменениях в законодательстве не обойдешься. Кстати, «в верхах» эту тенденцию прекрасно понимают, о чем свидетельствуют появившиеся не так давно государственные дипломы о дополнительном профессиональном образовании, и активно работающая по всей стране Президентская программа переподготовки управленческих кадров. Весь вопрос только в том, где и чему учиться?

Учебное заведение нужно выбирать как джинсы - по лейблу. В образовании престижность вуза пока еще гарантирует качество. Скажем, Новосибирский государственный университет, взявшись развивать систему дополнительного профессионального образования, первым делом занялся подготовкой преподавателей. Благодаря займу Мирового банка под инновационный проект подготовки преподавателей в области экономики, удалось отправить специалистов в Германию и Францию для повышения квалификации, готовится группа для поездки в Великобританию. Международное сотрудничество в НГУ вообще налажено отлично. Есть тесные связи с Ольденбургским университетом (Германия), школой бизнеса Кентского университета (Великобритания), знаменитой Сорбонной. Совместно с университетом Сент-Томаса (Миннесота, США) реализуется проект по развитию бизнес-образования.

Сегодня в НГУ разработаны программы дополнительного профессионального образования в области менеджмента, маркетинга, журналистики, информационных технологий и управления персоналом. Основное их достоинство - междисциплинарность. В обучении слушателей участвуют представители практически всех факультетов - экономисты, социологи, психологи, математики, филологи. Университет входит в Российскую ассоциацию бизнес-образования. Проводится уже пятый набор слушателей на направление «маркетинг» Президентской программы переподготовки управленческих кадров. По словам руководителя направления, эксперта Президентской программы, доктора экономических наук Веры Марковой, в рамках программы вырабатывается стандарт современного российского бизнес-образования. Стандарт предусматривает общие курсы и специализацию. В частности, специализация следующего потока - менеджер инновационного бизнеса. Если учесть, что сегодня у многих отечественных компаний основная проблема - избавление от избыточной диверсификации (иными словами, изымание средств из непрофильных видов деятельности), при одновременном совершенствовании основного бизнеса, то актуальность данной специализации трудно поставить под сомнение.

Однако западная практика ведения дел не всегда применима в нашей действительности. И здесь на помощь приходит собранный за предыдущее десятилетие отечественный опыт. Знаменитая лаврентьевская триада «наука-кадры-промышленность» ныне модифицировалась в «наука-образование-бизнес». Практически все преподаватели экономического факультета НГУ являются научными сотрудниками Института экономики и организации промышленного производства СО РАН и по долгу службы изучают проблемы местных предприятий, таких, как Куйбышевский химический завод, Новосибирский электродный завод, завод химконцентратов, НПО «Элсиб», «Северянка», «Вестфалика», Новосибирский дом моделей, а также небольших фирм. Изучив и обобщив опыт российского бизнеса, определяют закономерности и доносят их до топ-менеджеров нового поколения. О качестве подготовки свидетельствует тот факт, что выпускники Президентской и других программ дополнительного образования подбирают персонал для своих компаний преимущественно среди слушателей следующих наборов.

Кстати, читатель, знаете ли вы, что такое аутсорсинг? Между прочим, новейшая мировая тенденция развития бизнеса. Поучимся?

* аутсорсинг - передача функций на сторону, то есть для рекламирования своей деятельности компания нанимает рекламное агентство, для аудита - аудиторскую фирму и т. д.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: