Новосибирск 3.3 °C

Импортозамещение в культуре

04.03.2016 00:00:00
Импортозамещение в культуре
В этом году новосибирцы будут гулять широкую Масленицу с 7 по 13 марта. В эти дни, как велят нам традиции, нужно наедаться вдоволь, не грустить, не сидеть дома, а активно ходить в гости к родным и близким.

Накануне народного праздника, история которого уходит в древность, на вечерний разговор в редакцию «ВН» мы пригласили кандидата искусствоведения, профессора Новосибирской консерватории им. М. И. Глинки, ведущего методиста по фольклору областного Центра русского фольклора и этнографии Наталью ЛЕОНОВУ.

Всё перемешалось
— Наталья Владимировна, как так произошло, что Масленица, будучи языческим праздником, смогла прижиться в православной культуре, выжить в советское время, а сейчас стала популярнейшим днем массового народного гулянья?

— Каждое время трансформировало этот праздник под себя. Во время язычества он символизировал в первую очередь начало нового земледельческого года. Церковь жестко боролась с языческими традициями, но православный календарь все равно во многом опирался на важные обрядовые и праздничные периоды «предшественника». Поэтому от традиции провожать зиму и встречать весну не отказались, просто сделали так, чтобы она не совпадала с Великим предпасхальным постом. В советское время Масленица стала восприниматься исключительно как развлечение. И это восприятие  сохраняется до сих пор. Например, раньше чучело делали из старого тряпья, оно было страшным, от него действительно хотелось избавиться, сейчас  это очень красивые куклы, которые и сжигать-то жалко. В некоторых регионах даже конкурсы красоты чучел устраивают. А блины из символа Солнца превратились в деликатес с разными начинками. Так что современная Масленица — это смешение разных элементов: и старых, и новых, и зимних, и весенних, и светских, и религиозных.

— В прошлом году новосибирские активисты предлагали праздновать Масленицу по-новому: отказаться от сжигания чучела, например. По их словам, это устарело и у многих вызывает недоумение. Согласны ли вы с ними?

— Скорее, нет. Масленица — это все-таки традиция. Раньше в каждой деревне ее наступление отмечали по-своему. Был, конечно, общий сценарий, но в каждой местности он наполнялся своими деталями, обрядами. К примеру, на масленичном костре где-то жгли солому, где-то — старый хлам, собранный по деревенским дворам, в других местах сжигали чучело, а еще где-то чучело не сжигали, а уносили из деревни в поле, разрывали и разбрасывали по будущей пашне.

— В Масленицу принято еще и ходить к теще на блины. Отношение к этому персонажу сейчас откровенно анекдотическое. Наверняка так было не всегда…

— Семья — это одна из главных смысловых составляющих Масленой недели. В эти дни обязательно чествовали молодоженов, которые недавно вступили в брак, устраивали их смотрины. А тех, кто не женился,  порицали. Масленица способствовала налаживанию отношений между новыми родственниками, двумя родами. Поэтому и нужно было идти к теще на блины. Как ни странно, но самая популярная песня на эту тему в Сибири рассказывает о том, как зять съел за один присест приготовленный тещей пирог, про который она думала, что его «семерым не съесть», и все закончилось перебранкой. Мягко говоря, это показывает, что отношения и тогда были разные.

Есть что предложить
— В последнее время, как многие замечают, происходит такое своеобразное импортозамещение в праздниках. Так, вместо Дня святого Валентина предлагают праздновать 8 июля, День святых Петра и Февронии. Вроде как патриотизм должен быть и в культуре. Это оправданно?

— Валентинов день — пришлый католический праздник, в нашей культуре его не было. Но в силу того, что мы не закрыты от мира, то любая традиция, например дарить валентинки, может прийти и начать воспроизводиться. Приживется она или нет — это уже другой вопрос, тем более что речь идет о заимствовании внешней стороны, без освоения смысла традиции. Что касается Дня Петра и Февронии, то он давно существует, о нем знали, но особо не отмечали. В это время в деревне много забот: в разгаре сенокос и начало уборки урожая. Ни дореволюционные источники, ни полевые исследования последних десятилетий информации о традиционном чествовании святых не содержат. Не исключаю, что День семьи, любви и верности продвигается как раз в качестве нашего отечественного аналога 14 февраля. Но что победит, рассудит время.

— Еще один чужой для нашей культуры праздник — Хеллоуин. От него пока не призывают отказаться, но что-то мне подсказывает, что и его время придет. Есть ли в русской традиции альтернатива ночи накануне Дня всех святых?

— Меня как русского человека это действо, честно говоря, возмущает. Какое-то бессмысленное ряженье, тыквы с горящими глазами... А ведь есть наши святки. С коллективным шествием, обходом домов,  надеванием масок, принятием облика животных, птиц, представителей иного мира, угощениями, молодежными игрищами, гаданиями, разыгрываниями комических и сатирических сценок — такой зимний карнавал. Молодежи свойственно стремление проявить себя как-то по-особому, выразить свои протестные настроения. Почему бы при этом не повернуться к своим обычаям, которые ничуть не хуже заграничного Хеллоуина?

— А что происходит с фольклором сейчас? Он еще жив? В песнях современных исполнителей звучат мотивы народного творчества?

— Если говорить о фольклорных песнях, то они чаще звучат со сцены в исполнении профессиональных и самодеятельных артистов. Это уже не традиция, а развлечение, украшение. Но в деревнях живут еще старые люди, носители подлинного народного творчества, хотя с каждым годом их все меньше. Вы не поверите, но до сих пор в деревнях вызывают дождь, если засуха. Если град, то отгоняют его. Во время петровских праздничных хороводов в одном из районов Омской области я была свидетелем удивительного явления: участники большого хоровода-шествия без особого умысла (просто одной песни не хватило для завершения шествия) запели песню, с помощью которой в старину просили у небесных покровителей осадков. Хотите верьте, а хотите нет, но вскоре пошел дождь. Может быть, это и совпадение, но есть люди, которые  свято верят в силу старых обрядов, и эту веру у них не отнять.

— Сейчас Запад уже не моден. Азиатские традиции будем перенимать? Или к своим возвращаться?

— Я не думаю, что прекратится поток культурных влияний с Запада, как и не верю в то, что нам будет легко перенять азиатские традиции. Слишком разный менталитет, культурный багаж. Легче приобщиться к кухне, восточным практикам единоборств… Но это и так в нашей жизни уже достаточно давно присутствует. Очень хочется, чтобы в этом мультикультурном пространстве не угас родной огонек, бережно хранившийся многими поколениями наших предков.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: