Новосибирск -5.9 °C

В шоке от цен

06.02.2015 00:00:00
В шоке от цен
Почему в Новосибирске дорожают продукты?

Ценники на продукты в магазинах переписываются едва ли не каждую неделю, а контролирующие органы рапортуют, что по результатам проверок особых нарушений нет. Как так? Корреспондент «ВН» решила разобраться в ситуации и проследить всю цепочку ценообразования от производства до момента, когда товар попадает к конечному потребителю. На каком этапе растет цена? И за счет чего можно ее зафиксировать?

Каша с наваром

В последнее время каждый поход в магазин для многих новосибирцев оборачивается шоком.

— Дороговизна страшная! В нашей семье достаток выше среднего, но в последнее время никаких продовольственных излишеств себе не позволяем, стали посещать социальные ярмарки, а в магазин ходим только со списком, — сетует предпринимательница Нина ЖУКОВА.

Чтобы не ограничивать себя в покупках, новосибирцы пытаются ограничить рост цен через УФАС, буквально засыпая ведомство жалобами, не учитывая, что розничные цены не подлежат государственному регулированию.

— Еженедельно 22 крупных поставщика и производителя продовольственных товаров региона передают нам данные об оптово-отпускных ценах отдельных видов товаров по утвержденному перечню. В него входит 12 наименований, так называемый продуктовый минимум. Если мы видим, что цена за отчетный период изменилась более чем на 5%, проводим проверку. В прошлом году было семь таких прецедентов, — сообщила заместитель руководителя Новосибирского УФАС России Наталья КАМНЕВА. — По их результатам нарушений антимонопольного законодательства не выявлено.

А вот прокуратуре Новосибирской области в этом году все же удалось уличить некоторые крупные торговые сети в завышении розничных цен на продукты. В частности, в нескольких супермаркетах был выявлен значительный рост цен на гречку и нарушен порядок цено­образования на детское питание. Изменения стоимости гречневой крупы руководство торговых сетей объяснило тем, что поставщики крупы из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска и Барнаула одновременно повысили закупочные цены более чем на 50%. Сейчас возможность ценового сговора проверяет ФАС России.

Впрочем, у новосибирцев больше всего претензий не к крупным торговым сетям, а к магазинам шаговой доступности, расположенным во дворах. О том, как в них устраивают ценовой перегиб, рассказал один из предпринимателей, но на условиях анонимности.

— У нас, в отличие от супер- и гипермаркетов, нет прямых поставщиков, поэтому мы выживаем как можем, — заявляет индивидуальный предприниматель Сергей В. — Мы тщательно следим за всеми акциями, которые проходят в крупных торговых сетях, и всегда стараемся успеть купить продукты и бытовую химию по сниженным ценам, а затем перепродаем их с накруткой. Не нравится — не берите!

То, что частные предприниматели приезжают в супермаркеты на «газелях» и оптом скупают товар по акциям, подтверждают и сетевики.

— У нас в гипермаркете скидочные карты именные, после распродаж мы анализировали, кому интересен тот или иной акционный товар. Увы, оказалось, что в 90% случаев это перекупщики. Тогда мы ввели ограничение на отпуск такого товара в одни руки, но ведь они не ленятся по несколько раз в день приходить! — говорит директор одного из гипермаркетов города Геннадий ДОРТМАН.

Антикризисные меры

В конце января региональные власти приняли решение еженедельно проводить дополнительные заседания правительства, на которых будет обсуждаться мониторинг текущего социально-экономического положения в области, в том числе и изменение цен на продукты. Кроме того, ставка делается на местных производителей, а также на хозяйствующие субъекты соседних областей.

В частности, чтобы поддержать отечественных производителей в условиях продуктового эмбарго, глава Союза потребителей России Петр Шелищ предложил промаркировать российские товары в магазинах: так покупатели сразу увидят, где продукция отечественного производства, а где — любой другой страны. Такие же отличительные эмблемы можно разработать и внутри регионов. Но, как отметил губернатор Владимир Городецкий, многим нашим производителям специальные логотипы не нужны.

— Бренд «Ирмени» узнаваем, консервативен и стабилен во всем, в том числе и в качестве своей продукции, — приводит пример Владимир ГОРОДЕЦКИЙ. — Это молоко быстро завоевало рынок. Потом появились тетрапаки с кефиром, сметаной, сливками, йогуртом... Ежедневно на прилавки Новосибирска поступает порядка 70-75 тонн кисломолочной продукции.

При этом цены на продукцию остаются «антикризисными».

— Прежде чем продукт попадет к нам на стол, к цене производителя переработчик накрутит свою цену, магазин — свою, и определенную долю «съест» транспортировка, — объясняет председатель ЗАО племзавод «Ирмень» Юрий БУГАКОВ. — Но львиная доля прибыли оседает в карманах ретейлеров, ведь они нередко взимают плату за дополнительные услуги, в числе которых развоз продукции по магазинам, размещение на полках. У нас же количество посреднических звеньев в цепочке формирования цены минимально — мы сами производим, перерабатываем и частично продаем свою продукцию. За счет этого цены и держим!

Впрочем, по законам экономики, в ценообразовании могут участвовать и рядовые потребители. Не будем создавать ажиотаж и скупать впрок товары, никто не станет на них взвинчивать цены.

КСТАТИ

По данным Новосибирскстата, по итогам прошлого года наибольший скачок цен — 99% — зафиксирован на гречку. Из мясопродуктов в большей степени (на 49%), подорожала говяжья печень, свинина выросла в цене на 22%, недалеко от нее ушло и мясо птицы (21%), а стоимость мороженой рыбы увеличилась почти на треть. Репчатый лук, который мы производим сами, скакнул в цене на 48%, молоко и молочные продукты — на 18%, а сахар прибавил 36%. Кроме того, стали дороже сыры, творог, колбаса, рис и пшено (от 21 до 19%).

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: