Новосибирск -5.9 °C

120 фактов от 08.02.2013

08.02.2013 00:00:00
120 фактов от 08.02.2013
Новосибирску есть чем гордиться. В прошлом номере «ВН» стартовала рубрика, посвященная юбилею города, в рамках которой мы расскажем по меньшей мере о 120 фактах из жизни столицы Сибири, которые прославили Новосибирск, вписали имя нашего города в мировую историю. Напомним, в июне Новосибирск отпразднует свое 120-летие.

Отсюда и название нашего проекта. Мы уже рассказали о том, что Новосибирск вошел в Книгу рекордов Гиннесса как самый быстрорастущий город-миллионер в мире (факт № 1), что летом 2007 года открытка ко Дню города вошла в Книгу рекордов России (факт № 2) и, наконец, о том, что у нас один из лучших зоопарков в мире (факт № 3). А теперь — продолжаем.


Факт 4. Метромосту завидует мир 

Новосибирский метромост через Обь — самый длинный в мире. Его полная длина с береговыми эстакадами — 2145 метров, высота — 25. Длина пролетного строения — 902 метра, а вес — 6200 тонн. Сама конструкция моста уникальна. Надвижка метромоста производилась поэтапно с одного берега на другой с помощью мощных гидродомкратов. Аналогов в практике метростроения данный метод не имеет. Зимой метромост сокращается, а летом растягивается на 50 см, для чего на опорах установлены ролики, относительно продольной оси которых «качается» вся коробчатая конструкция. Изменение длины конструкции объясняется большим перепадом температур.

Движение поездов по метромосту было открыто вместе с пятью станциями первого пускового участка 7 января 1986 года. Он соединил станции «Студенческая» и «Речной вокзал» Ленинской линии Новосибирского метрополитена. Своим появлением метромост обязан тому факту, что его строительство под руслом Оби было бы слишком дорогим. В его возведении участвовали не только метростроевцы, но и тысячи горожан, выходивших на субботники.


Факт 5.  Музей — территория бизнеса 

Здание Краеведческого музея — самое доходное здание Новосибирска начала XX века. Ранее это был Городской торговый корпус. Его возвели в 1911 году. Изначально здание задумывалось как доходное для города предприятие. На его строительство было потрачено 256 тыс. рублей заемных средств, ежегодный же доход от сдачи помещений в аренду составлял около 50 тыс. рублей.

Долгое время Городской торговый корпус использовался по первоначальному назначению. На втором этаже находились административные учреждения: гордума и управа, казначейство, отделение Госбанка. Также там размещался зал на тысячу человек для собраний и вечеров. На первом этаже здания были магазины, а по центру — сквозной проезд, позднее закрытый большим витринным окном. 

В 1987 году Новосибирский государственный краеведческий музей переехал в отремонтированное здание Городского торгового корпуса. Сейчас это историко-архитектурный памятник федерального значения.


Факт 6.  Красный проспект — самый-самый 

Согласно легенде, Красный проспект является одной из самых длинных прямых улиц мира. Сейчас его протяженность составляет почти 7 километров, а в будущем главная улица Новосибирска имеет все шансы вырасти практически вдвое! Это станет возможно, когда в столице Сибири приступят к застройке района, который сейчас занимает аэропорт Северный. Огромная территория обещает преобразиться до неузнаваемости. Правда, по проекту Красный проспект все же придется изогнуть, но в таком случае он станет просто самой длинной улицей России. В общем, как ни крути, все равно «самый-самый» получается…

До 1920 года Красный проспект назывался Николаевским. Он берет начало возле железнодорожного моста от набережной Оби, проходит по территории Центрального и Заельцовского районов города. Переходит в улицу Аэропорт в восьмистах метрах от городского аэропорта Северный. Частью главной магистрали Новосибирска является центральная площадь города — Ленина, а также площади Свердлова и Калинина.


Факт 7.  Дитя Транссиба 

Железнодорожный вокзал Новосибирск-Главный — один из самых крупных в стране. К тому же вокзал является крупнейшим транспортным узлом — через него проходят Транссибирская магистраль, железные и шоссейные дороги. Новосибирск связывает Сибирь, Дальний Восток, Среднюю Азию с европейскими регионами России. Здание вокзала является одной из достопримечательностей города. По архитектурному замыслу в объемно-пространственном решении вокзала можно угадать образ мчащегося на восток старинного паровоза. Общая площадь здания — 30343 квадратных метра, перрона — 3,7 тыс. квадратных метра, единовременная вместимость — 4000 человек. Это сложное техническое сооружение рассчитано на ежегодное обслуживание 16 млн пассажиров.

В 2000 году завершилась масштабная реконструкция здания, выполненная в неоклассическом стиле. Однако исторические интерьеры здания, сделанные в стиле сталинского ампира, удалось сохранить. В 2006 году вошло в строй здание пригородного пассажирского комплекса, которое органично вписалось в общий архитектурный ансамбль железнодорожного вокзала.


Факт 8.  Первопроходцы в образовании 

В 1912 году наш город, который в то время назывался Новониколаевском, стал первым в России, где ввели всеобщее начальное образование. Окончившие гимназию девочки становились учительницами — это была первая кузница преподавателей города. Так, в 1912 году было 75 педагогов.

В 1912 году в Новониколаевске появилось 12 красивых типовых кирпичных зданий начальных училищ: четыре в Вокзальной (Железнодорожной) части; пять в Центральной, три в Закаменской. Школы получили отличные условия для работы. Такого значительного строительства и открытия школ в то время не знал ни один город Сибири. Образовательные учреждения возводили по единому принципу: на каждом этаже двухэтажного здания находился односторонне освещенный коридор шириной 3,5 метра, длиной 20–30 метров, с выходом в 3–4 классные комнаты. В малокомплектных школах коридор служил местом отдыха детей, в многокомплектных для этого отводилось специальное помещение. В связи с отсутствием общего водопровода и канализации необходимое оборудование для школ завезли из Варшавы, а также электрифицировали их.


Факт 9.  Бесстрашные крысы 

Новосибирским ученым с помощью нобелевского лауреата по химии Роберта Лефковица удалось вывести партию грызунов без чувства страха. Сотрудники Института цитологии и генетики СО РАН в свое время приобрели генетический материал из лаборатории американского биохимика — плазмиду. Размножив вещество из американской «посылки», они получили нуклеотидную последовательность нужного гена, а затем вмешались в естественный процесс развития крыс.

На этапе младенчества грызуны получили инъекцию в головной мозг. С помощью шприца сотрудники лаборатории ввели короткие интерферирующие РНК. Таким образом ученые искусственно «заблокировали» рецептор подопытных хвостатых, и животные потеряли чувство страха. При этом их соседки по виварию, не получившие прививку, принципиально отличались по своему поведению. Они предпочитали большую часть времени проводить не в норках, а на открытых пространствах лабиринта. Новосибирские ученые с помощью данного исследования пытаются понять механизм формирования психических отклонений у человека.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: