Островок свободы
— Александр Геннадьевич! Нынешний фестиваль, если вести отсчёт от начала зарождения у нас международных джазовых форумов, уже 19-й. На этом пути было много замечательных и знаковых событий. Мне в свое время довелось участвовать с нашим прекрасным джазменом Сергеем Беличенко в организации «Сорос Интер Джаза», великолепного концерта «Атрибуты Арта Блейки» — для участия в нем приезжали из США великий саксофонист Бени Голсон и наш бывший соотечественник трубач Валерий Пономарев. Потом были «СибИнтерДжаз», «Сибирские джазовые игрища». Насколько сегодня можно считать Новосибирск джазовым городом?
— Достаточно вспомнить гремевший по всей стране клуб «Интеграл». Об этом в своё время писал Анатолий Гладилин в популярнейшем журнале «Огонёк». «Запрещенные песенки Александра Галича»…
И это очень соответствует духу города. Он просто не мог не притянуть к себе джаз, не впитать его. Если взять энциклопедию советского джаза, то там достаточно мощный блок представлен музыкантами Новосибирска. Я смотрел рейтинги джазовых музыкантов, которые публиковались во многих изданиях, не скажу, что половина, но треть в этих рейтингах была представлена именно новосибирцами.
— Три года назад у нас возродились международные джазовые фестивали. Я посмотрел списки участников, почти нет повторов, всегда новые имена, новые коллективы. Это ваш принцип?
Когда три года назад мы решили возродить международные джазовые фестивали, то по-иному стали подходить к выбору музыкантов. Раньше джазовые фестивали создавались в зависимости от того, кого удалось пригласить. Сегодня всё изменилось. Я проехал по многим джазовым фестивалям, встретился с организаторами, посмотрел, как формируется творческая программа. Фестивали бывают разных типов, с разными задачами. Некоторые делаются с просветительскими функциями, некоторые — чтобы уложиться в какую-то небольшую смету. Соответственно, выбираются не те исполнители, кто нужен, а кто согласится выступать на каких-то скромных условиях. Всё это нас не устраивало, и мы стали создавать свой фестиваль как фестиваль звёзд. Мы считаем, что Новосибирск уже достиг такого уровня развития джазового движения.
Звёзды в гости к нам
— С большим удовольствием. Из Мекки джаза — США — к нам приезжает World Saxopone Quartet — Мировой квартет саксофонов, в составе которого Дэвид Мюррей (тенор-саксофон, бас-кларнет, композитор), Оливер Лэйк (альт-саксофон и изогнутый саксофон сопрано), Хэмиет Блует (баритон-саксофон, кларнет), Тони Кофи (тенор, сопрано и альт-саксофоны). Это четыре колоссальные личности, интересы которых, наряду с джазом, охватывают различные сферы художественного творчества – от поэзии и живописи до создания опер. Также к нам прибудет бэнд самого именитого джазового барабанщика мира Эла Фостера, в его группе Маркус Стрикланд (тенор-cаксофон, сопрано-саксофон), Адам Бернбаум (рояль), Дуглас Вайс (контрабас). Настоящим украшением фестиваля станет «леди Джаз», американская вокалистка Ди Ди Бриджуотер, она будет выступать в сопровождении Биг-бэнда Владимира Толкачёва. Наши музыканты — пианист Евгений Серебренников, контрабасист Асхат Сайфуллин и барабанщик Игнат Кравцов — будут сопровождать выступление одного из ведущих тромбонистов современного джаза Стива Туре, который также сыграет на экзотическом инструменте – морской раковине.
Из российских коллективов у нас выступит Биг-бэнд Григория Гараняна. После ухода из жизни самого маэстро его оркестр сохранился и демонстрирует высокое джазовое мастерство. И, конечно, порадует поклонников своим искусством наш «Сибирский диксиленд» во главе с Сергеем Гершеновичем.
Главная задача – вернуть зрителей
— Сегодня все идеологические оковы с этой музыки сняты. Вся эта шелуха слетела, осталась суть: умение и желание музыкантов самовыражаться через импровизацию.
— Можно вспомнить, что, когда Игорь Бутман вернулся из США в Россию, его первые выступления с аншлагом прошли в Новосибирске. Аншлаг был на уже упомянутом концерте «Атрибуты Арта Блейки». На некоторых джазовых форумах не хватало приставных стульев, слушатели сидели даже на ступеньках. На этом фоне обидно было видеть, что на концертах возрожденного фестиваля, где выступали выдающиеся музыканты, было много свободных мест…
— Был достаточно длительный период, когда такие крупные джазовые форумы не проводились. Либо проводились в какой-то камерной форме — в Академгородке или небольших клубах, для узкого круга любителей. Мы действительно потеряли немалое количество публики. Люди отвыкли ходить на джазовые концерты. Первый возрожденный фестиваль мы проводили в ДК «Строитель», в зале на 600 мест, и аншлагов не было. Это, конечно, достаточно неприятно. Одна из наших главных целей – проводить фестивали постоянно, вернуть к ним интерес зрителей, показать, что деньги, потраченные на билеты, не выброшены на ветер, а позволяют получить искомое удовольствие.
Справка
История джазовых фестивалей в нашем городе началась в 1965 году, тогда известный новосибирский джазмен, подвижник и историк джаза Сергей Беличенко организовал первый локальный фестиваль. Исторический фестиваль «Академгородок-77» можно считать международным, в нём впервые принял участие зарубежный гость, американский барабанщик Дэниэль Мартин. В 2004 году Сергей Беличенко защитил кандидатскую диссертацию на тему «Формирование новосибирской джазовой школы», а в последние годы издал несколько книг, посвящённых джазовой культуре. Трехтомная «Дискография нового джаза», составленная совместно с журналистом Валерием Котельниковым, не издана, но её рукопись хранится в Королевской библиотеке в Лондоне.