Женщина на все сто

Завтра на сцене Театра музыкальной комедии - бенефис главного хормейстера театра, заслуженной артистки России Татьяны Горбенко.

Завтра на сцене Театра музыкальной комедии -
бенефис главного хормейстера театра,
заслуженной артистки России Татьяны Горбенко

 В ее выборе профессии хормейстера, достаточно редкой, ничего неожиданного нет. Имя отца - Евгения Горбенко хорошо известно в музыкальных и театральных кругах города - 35 лет он проработал главным хормейстером новосибирской оперы, начиная с первых репетиций театра в 43-м.

- В Новосибирск папа приехал в 37-м году из Петербурга, - рассказывает Татьяна Горбенко, - с собой привез уникальный беккеровский рояль. Вез как куклу в коробочке - ни одной царапины.

(Рояль долгое время был одной из главных ценностей в доме, теперь передан в дар краеведческому музею и до сих пор удивляет специалистов своим идеальным состоянием).

- Мама всю жизнь проработала в Новосибирском доме моделей...

Это тоже многое объясняет. Татьяне часто приходится отвечать на журналистские вопросы, как ей всегда удается оставаться в отличной форме и одеваться не просто «скромненько и со вкусом», а эффектно, экстравагантно и с фантазией...

- Это от мамы, - говорит Татьяна. - Она в меня это вложила. Жили мы средне, но одета я была прекрасно - мама меня обшивала.

Папа тоже не оставался в стороне от процесса.

- Папа мне говорил, доня (он звал меня доней), держи себя в струне. Это я запомнила на всю жизнь.

Наукой «держать себя в струне» женщины рода владели в совершенстве. Бабушка, полячка по происхождению, была необыкновенно красива, и студенты консерватории, когда Таня училась, специально приходили посмотреть на красивую бабушку, которая к тому же хорошо пела и играла на рояле. Она и в свои 80 лет оставалась красивой женщиной, ее возраста ей никто не давал...

***

Папа, познавший все тяготы и повороты судьбы музыканта, был против того, чтобы дочь шла по его стопам, мечтал видеть «свою доню» педагогом и прочил в пед-институт. Когда поступала в консерваторию на дирижерско-хоровое, никто даже не знал, что она дочь «того самого Горбенко». По окончании учебы сразу получила приглашение в оперетту, но тут папа был непреклонен. Заявил, что знает он эту театральную богему... И в театр не пустил. 15 лет преподавала хоровые дисциплины и руководила хором в музыкальном и культурно-просветительном училищах. Но...

- Это, конечно, был не театр, - вспоминает Татьяна, - хотелось более творческой работы.

Более творческая работа тоже началась под крылом у папы (такова участь детей больших родителей) - ставила детский спектакль («Терем-теремок») на сцене оперного.

- Папа так за мной следил, чтобы я, не дай Бог, не опоздала, не забыла что-то или сделала что не так. Просто страшно! Он мне все дома высказывал, я плакала... И наконец решила, что пора в 30 лет начать самостоятельную работу...

***

Ее первой работой в театре оперетты в качестве хормейстера-постановщика стал «Василий Теркин» Анатолия Новикова. О первых руководителях театра, с которыми довелось работать (режиссере Анатолии Мовчане, главном дирижере Борисе Цигельмане, директоре Александре Иванове, художнике Сергее Болле), до сих пор вспоминает с большой теплотой. Они помогли освоиться в театре, почувствовать сцену и вкус к профессии. Потом за 25 лет ее работы в музыкальной комедии сменилось много дирижеров, режиссеров и актеров. Из всего «комсостава» она оказалась самой постоянной. Случалось театру и вовсе оставаться без режиссера или главного дирижера.

- Но у нас настолько сплоченная команда, - говорит главный хормейстер, - и настолько сильное профессиональное ядро, заложенное еще Мовчаном, что мы держались и без них, и никто не говорил, что новосибирский театр покатился...

Конечно, не все и не всегда в творческой жизни было гладко...

- Я так много слез здесь пролила, - признается она, - не так просто быть руководителем коллектива в театре. Я не актриса, которая отвечает только за себя, за мной 20 с лишним человек. У каждого - свой характер, к каждому нужен индивидуальный подход. Творческие люди очень ранимы...

С творческими ранимыми людьми выдержка нужна феноменальная, а начальственный тон только в самом крайнем случае («Лучше дома перенервничаю, но на коллектив это не выбрасываю. Иначе начались бы обиды, скандалы, брожения...»).

- Иногда себя ругаю, что у меня очень мягкий характер, бывает жалко сильно наказать, поставить на место человека, который постоянно что-то нарушает. Но в приказном порядке что-то позволяю себе крайне редко, только когда ситуация из ряда вон...

Хор оперетты за четверть века ее работы в театре претерпел значительные перемены. Сначала это были просто набранные с улицы люди с хорошими голосовыми данными, теперь - обязательно профессиональные музыканты. Произошли перемены и во многом другом. Поклонники оперетты еще помнят, как примерно до конца 80-х спектакли театра отличались некоторой статичностью - хор неподвижно стоял по порталам или в конце кулис (малоподвижность на сцене вообще была тенденцией того времени - на эстраде тоже стояли по стойке смирно, позволяя себе лишь изредка притопнуть ногой или пройтись с микрофоном по сцене). Теперь это поющее-танцующее-движущееся образование, и артисты хора - полноправные участники действия со своими вокальными или сценическими ролями. Они занимаются вокалом, тренажем в балетном зале, берут уроки сценической речи. У нас не артисты, у нас солисты хора, - любит повторять Татьяна Евгеньевна.

***

Из всех режиссеров своих и приглашенных, среди которых много интереснейших, ближе всего ей, пожалуй, Элеонора Титкова (заслуженный деятель искусств, профессор). Кроме творческой дружбы, дам связывает и личная - обе выросли в творческих семьях, родители были дружны. Вместе ставили «Марицу», «Мистера Икс», «Страсти Святого Микаэля», «Неотразимого Сапрыкина», «Свадьбу Кречинского»... Всего не перечислишь. Над бенефисом Татьяны тоже работали вместе. Элеонора Титкова - также автор сценария предстоящего вечера. Это ее идея, чтобы виновница торжества вышла на сцену в совершенно необычном и неожиданном для себя амплуа - в качестве вокалистки. До сих пор хормейстеру Татьяне Горбенко приходилось иметь дело исключительно с чужими голосами.

До конца раскрывать все карты Татьяна не стала. Сказала лишь, что это будет преимущественно бенефис хора, цельная программа, в которую войдут и фрагменты спектаклей, и инсценированные песни, и многое другое. Обязательно будет задействован балет. И, конечно же, поклонники оперетты встретятся со своими любимцами - ведущими солистами театра.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент
Поделиться:
Копировать