Учить детей учиться
Различия между старой и новой программами существенные. В первую очередь поменялась методика работы с детьми. Большое внимание уделяется развитию детей — духовному, эстетическому, нравственному и моральному. Дополнительные занятия в кружках, спортивных, танцевальных и других секциях занимают около 20% от общего школьного времени.
— Сейчас мы не просто даём детям традиционные знания, умения, навыки, а занимаемся воспитанием. Какой бы тавтологии здесь ни было, но мы учим детей учиться, — комментирует заместитель директора гимназии № 14 Наталья Вагнер.
— К примеру, проходили недавно тему «килограмм», — вспоминает свой уже выработанный программой творческий опыт учитель начальных классов гимназии № 14 Юлия Шелопугина. — Я тему не обозначала. Мы сначала выяснили, зачем нам нужно это изучать, в каких ситуациях мы имеем дело с понятием «килограмм», и только потом пришли к математическому пониманию. Детям это интересно. В результате информация лучше воспринимается и хорошо усваивается.
Для ребёнка новая система оборачивается сплошным позитивом — он развивается со всех сторон. Этому способствует оценочная система. Тут ребёнок формирует адекватную самооценку — он пытается ответить на вопрос: «Как я работал в течение этого урока?»
— Начинается воспитательная работа, — рассказывает Наталья Вагнер. — Если ребёнок себя недооценивает или наоборот, учитель начинает с ним работать, объяснять, почему он завысил или занизил себе оценку. Я, кстати, вообще всегда была против оценок в начальных классах. Это же клеймо! Дети часто говорят «ботаник» или «двоечник». Понятно, что это не-приятно и плохо влияет на ребёнка. Здесь же все эти стереотипы ломаются: не «очкарик», а Миша написал контрольную на 98%!
— Конечно, эти схемы более информативные, чем абстрактные оценки, — признаётся мама ученика Светлана Капитова. — Тут ты видишь работу преподавателя, замечаешь прогресс ребёнка. Мне очень удобно, так как я сама слежу за изменением графика успеваемости моего Саши и стараюсь тоже дать ему что-то, что в моих силах.
Последние черты в положительный образ этой системы формирует новая учебная литература. Специалисты говорят, что старые учебники не отличаются особой логичностью, часто даже взрослые не могут понять некоторые формулировки. Новые учебники более структурированные и понятные.
Но какую инновационную программу ни придумывай, каким оборудованием ни заполняй наши школы, роль учителя в образовании остаётся ведущей. Талантливые педагоги были всегда — их ученики выделяются среди других какими-то особенными знаниями, особым творческим отношением к учёбе. Однако есть и другие педагоги, некомпетентные, немотивированные, в творческом отношении пассивные. И уж главный бич в системе педагогики – оплата труда.
— Как может педагог учить других детей, когда он не может прокормить своих собственных? — взмолился преподаватель на одной из пресс-конференций, посвящённых вопросам образования.
Смена мировоззрения
Но одно дело — закупить оборудование, другое — уметь им пользоваться. Многим учителям в этом плане необходимы курсы повышения квалификации.
— После апробации новой системы в 2008 году я ушла на больничный, — комментирует Юлия Шелопугина. — Когда вернулась, заметила, что мои ученики, попавшие тогда в эксперимент, лучше, чем в обычных классах. И вообще мне эта система ближе. Потому что и до её появления я делала многое, что там написано.
Но об однозначных результатах говорить пока нельзя — нужно подождать первый выпуск. А пока ждем – выйдут новые стандарты образования...