Новосибирск 12.1 °C

Елена Ваенга: «Пусть неформатные, зато понятные...»

05.02.2011 00:00:00
Елена Ваенга:  «Пусть неформатные,   зато понятные...»
Что думают о собирающей полные залы восходящей звезде в Новосибирске?

Королева шансона?

Настоящее имя — Елена Хрулева. Псевдоним взяла по названию реки Ваенга — близ ее родного города Североморска Мурманской области. В Петербурге, где она живет, ее знают давно. А вот в Москву (а это значит звучать «на всю Россию») долго не пускали. Для московского радио она была «неформат». Песни раскрутили на радио «Шансон». Что дало повод называть ее то «королевой шансона», то «исполнительницей кабацкого шансона»... Хотя на тему «шансон или не шансон?» можно было бы поспорить.

Если и шансон, то не в варианте Кати Огонек (она же Кристина Пынхасова, Кристина Пожарская, Маша Ша) с ее нелегкой женской долей и тюремной легендой. С Еленой Ваенгой все не так просто. У нее и дедушка — контр-адмирал Северного флота, и два образования есть: классическое музыкальное и драматической актрисы. И вообще она — «штучка питерская».

Хотя от шансона в ее песнях определенно что-то есть. Но есть что-то и от поп-музыки, и от русского романса, и от народных песен... Интуитивно это почувствовали все. Поэтому, с одной стороны, ей пророчат освободившееся кресло примадонны, с другой — сравнивают с Понамаревой, а с третьей — говорят, что она работает на территории Бабкиной... Так вот как-то все сразу. Сама же Ваенга свое отношение «к формату» недвусмысленно выразила в своей песенке «Неформат»: «Я знаю, мама, ты не будешь против, //Сама же пела песни в детстве мне, //Пусть не форматные, зато понятные,//Сердцу любимые, ну и вообще...»

Все свои песни она пишет сама. Кроме нее, их исполняют «Стрелки», «Божья коровка», Александр Маршал («Невеста»), Татьяна Тишинская («Угостите даму папиросой»). Теперь Ваенгу продюсирует собственный муж Иван Матвиенко. У него есть цыганские корни, и это служит поводом для разговоров о том, что певицу «продвигают цыгане».

В наступившем году на ТВ Ваенги было не просто много, а очень много! В самый разгар зимних каникул «Первый канал» транслировал ее большой сольник из Кремлевского дворца. Потом она прошлась по всем центральным каналам. А в конце минувшей недели на «Музыкальном ринге» на НТВ буквально разгромила Леонида Агутина. Почему именно «босоногий мальчик» отечественной эстрады был приглашен ей в пару, конечно, вопрос. Скорее всего, по незатейливой ассоциации — на «Славянском базаре» в Витебске в 2009-м Ваенга тоже пела свои песни босиком. «Босоногая девочка» не просто обошла «босоногого мальчика» в эфире — она собрала зрительских голосов на несколько порядков больше, чем он! Такого счета «Музыкальный ринг» еще не знал...

Паба па па-па-па

Ее суперхит «Курю» ушел в народ сразу.

Снова стою одна,

Снова курю, мама, снова.

А вокруг тишина,

Взятая за основу.

Эта «тишина, взятая за основу», могла довести до инфаркта любого ортодоксального филолога. Однако Алла Пугачева тут же встала на защиту, безапелляционно заявив на радио «Алла», что с текстами у Ваенги «точняк полнейший». Ну раз Пугачева так считает!..

А если серьезно, то, как это ни парадоксально, но, несмотря на все диссонансы, это действительно цепляет! И заставляет автоматически повторять это: паба па па-па-па... А главное — искренность завораживает!..

После хулиганского «Абсента» народ не только узнал, что были такие люди, как Ван Гог, Матисс и Дали, но и то, что они «курили таба-табак, употребляли абсент и кое-что еще тоже могли»... А это уже был акт просветительский!

Когда Ваенга впервые появилась на экране ТВ, то ощущение диссонанса только усилилось. В ней как-то было всего слишком: он была слишком энергична, слишком активно жестикулировала, ее пассы руками с головой выдавали плохой маникюр... И, вообще, ее хотелось переодеть, переобуть и перепричесать... Но что удивительно, когда уже в этом году она предстала перед публикой «причесанной», вдруг, напротив, так отчаянно захотелось вернуть все обратно! Вернуть и держать за нее пальцы, чтобы не «огламурилась», не затаскали по корпоративам и чтобы не пропал этот ее ни на кого не похожий завораживающий и захватывающий дух шаманизм...

Новосибирцы, как оказалось, успели полюбить Елену Ваенгу задолго до того, как она получила общероссийскую известность и стала звездой телеэкрана...

Как босиком по утреннему полю...

Алексей Жагоров, руководитель эстрадного ансамбля «Ретро», заслуженный работник культуры:

— Очень жалею, что не сходил на ее концерт — хотя меня звали — еще два года назад. Она тогда приезжала в Новосибирск и выступала в ДКЖ. Признаюсь, несколько предвзято отнесся к ее имени Ваенга. На нашей эстраде развелось так много Линд, Каролин и так далее, что это пугает. Хотя мне потом рассказывали, что и пела она замечательно без всякой фанеры, и зал был полный, и принимали очень хорошо...

Она, конечно, не Люба Успенская, не «кабацкий шансон». Это явление совершенно иного порядка, совершенно новое — со своими красками, со своим видением мира, жизни, людей. В ней, безусловно, много от авторской песни — много души, много от народной песни — ее тексты очень понятны, доступны по смыслу. От шансона, конечно, тоже что-то есть. От этого, как говорится, сегодня никуда не денешься. И к шансону, мне кажется, сегодня напрасно существует некоторое предубеждение.

Шансон понимается именно как «блатная песня». Это направление в шансоне, безусловно, тоже есть. В 1953-м, как известно, после амнистии, у нас пошел буквально обвал лагерных песен, которые потом оказали влияние и на дворовую песню, и на городской романс. Но это только одна линия. Александр Вертинский — тоже шансон. И Леонид Утесов, и Петр Лещенко, и Эдит Пиаф, и Шарль Азнавур... Шансон сегодня, можно сказать, знамение времени. И даже, если музыканты работают на стыке жанров, шансон остается тем раствором, который цементирует строение любой кладки, из каких бы кирпичей оно ни состояло. Не случайно мы решили выступить с инициативой о проведении в городе фестиваля шансона. Чтобы дать возможность заявить о себе нашим талантливым шансонье. А они у нас тоже есть...

Сейчас много говорят и о Стасе Михайлове. Его популярность взлетела так же стремительно, как и популярность Елены Ваенги. Но он, признаться, на меня особого впечатления не произвел. Недавно был на его концерте (когда он приезжал в Новосибирск, выступал в цирке). Билеты были не дешевые — две тысячи, но двадцать минут послушал, скучно стало. Хотя женщинам нравится — разухабистый такой...

А Ваенга — это совсем другое. Это глоток свежего воздуха на фоне всего того светопреставления, которое царит сегодня на эстраде. В ее песнях нет дикости, напротив, в ней есть созидающая сила и оптимизм. Она — искренняя, живая, понятная. Она поет не для денег — для души, не для шабаша — для хорошего... Ее послушать — это как пройти босиком по утреннему полю...

И почему народ ее любит — тоже понятно. Люди просто соскучились по здоровому началу. На нашей же эстраде уже который год (да что там год — десятилетия) одни и те же лица. Там же свои цеха, свои законы, своя мафия, внедриться туда невозможно. Поэтому любое новое имя, тем более, если речь идет о настоящем таланте, вызывает в народе живой интерес. Есть, конечно, и имена-однодневки. Рыбак с белорусскими корнями — певец одной песни; Налич, о котором вроде бы заговорили, едва появился, тут же исчез... Завоевать народную любовь бывает сложнее, чем ее удержать. Думаю, у Елены Ваенги будет счастливая судьба.

«Однажды услышав, уже не забудешь...»

Людмила Трошина, актриса театра «Глобус», заслуженная артистка РФ, лауреат конкурсов актерской песни:

— Я впервые услышала Елену Ваенгу только в конце прошлого года. И, конечно, сразу обратила на нее внимание: сильный голос, хорошая энергия, мощь, контакт со зрителем. На «Музыкальном ринге» говорили о колдовских чарах, о магии. Для актера это совершенно нормально, он и должен обладать харизмой, чтобы держать зал. У большинства наших эстрадных звезд этого, к сожалению, нет, и больше двух-трех песен за раз слушать бывает невозможно. А тут харизма огромная. Она, как говорится, «поет сердцем», поет очень сердечно, и потому завладевает сердцами...

В том, что раскрутили ее через радио «Шансон», ничего страшного не вижу. И Олег Митяев — шансон, и Михаил Шуфутинский, поющий песни Митяева («Француженка»), — тоже шансон. Но жанр, в котором работает Ваенга, я бы назвала скорее не шансоном, а актерской или авторской песней. У нее есть своя манера, есть безусловный драматический дар (чувствуется актерское образование), и она умеет превращать свои песни в мини-спектакли. Это дано очень немногим. Что нравится не всем, тоже нормально, лицом ко всем не повернешься, как говорят китайцы.

Жестикуляцию, наверное, можно было бы немного поправить: руки слишком подвижны, отвлекают от сути...

Но это, я думаю, не самое главное. Главное, что, однажды услышав ее, уже никогда не забудешь...


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: