Новосибирск 9.2 °C

Нейронный узел Академгородка

25.11.2010 00:00:00
Нейронный узел  Академгородка
Чему учит опыт соединения науки и образования в СО РАН?

Любопытная деталь: нынешняя за десятилетия сложившаяся система образования в Академгородке начинала расти не от «корня» — собственно школы, а от вершины — Сибирского отделения РАН, некогда СО АН СССР.

Поясним подробнее. 18 мая 1957 года — общепризнанная дата рождения (выход в свет постановления Совмина) будущей самой мощной региональной структуры Академии наук. Не в обиду будь сказано — не в Крыму, не в Ташкенте, и даже не в Киеве, именно за Уралом, поближе к главным источникам сырья и энергетическим ресурсам огромной, как сейчас любят выражаться либералы, «империи».

9 января 1959 года, когда ещё только начинали строиться первые корпуса институтов, Совет Министров СССР принял постановление об организации Новосибирского государственного университета, который рассматривался как составная часть СО АН СССР, и о проектировании учебного корпуса университета, общежитий для студентов на 1200 мест и первой очереди жилых домов (96 квартир) для сотрудников научно-исследовательских институтов Академгородка.

21 января 1963 года — открытие Новосибирской специализированной физико-математической школы, которая в 1988 году была переименована в Специализированный учебно-научный центр НГУ (СУНЦ).

То есть академик Михаил Лаврентьев изначально замышлял Академгородок как комплексный научно-образовательный центр, который складывался из неразрывного единства научно-исследовательских институтов, классического университета по типу ломоносовского плюс Московский физтех и школы-интерната при нём, где бы проходили стадию начального отбора и подготовки талантливые дети со всего Зауралья. И начинал он с коллегами этот процесс создания новой в широком смысле слова школы с главного — с создания самого Сибирского отделения.

Если, конечно, оглянуться подальше, то Михайло Ломоносов делал в основных чертах то же самое, и Михаил Алексеевич лишь развивал опыт своего великого предшественника с поправкой на эпоху. Но от этого уникальность Академгородка как своеобразного «нейронного узла», состоящего из нескольких ядер-клеток, нисколько не потускнеет, а наоборот — заиграет дополнительными гранями распространения опыта по всему миру.

И что в этом «гнезде» «курица», а что «яйцо» — теперь не разберёшь: всё необходимо.

Вот что писал в газете «Правда» 19 июня 1959 года первый ректор НГУ академик Илья Векуа:

«По решению правительства в нынешнем году открывается новый государственный университет в Новосибирске. Условия для создания этого вуза уже давно назрели. За последние годы Новосибирск превратился в крупнейший промышленный и культурный центр Сибири и всего востока нашей страны. Теперь здесь имеется отделение Академии наук СССР, объединяющее десятки научно-исследовательских институтов и лабораторий, есть крупные высшие учебные заведения, театры и многие другие культурные учреждения. Новосибирский университет призван стать одним из главных очагов подготовки высококвалифицированных кадров для восточных районов страны.

Вблизи г. Новосибирска на территории строящегося научного городка ныне сооружается комплекс зданий университета. В главном корпусе разместятся механико-математический, геолого-геофизический, биологический и экономический факультеты. Для физического и химического факультетов создается отдельный большой корпус. Рядом будут возведены общежития для студентов и аспирантов, жилые дома для профессорско-преподавательского состава, столовая и другие вспомогательные помещения. Территория будущего университета занимает большой лесной участок вблизи Обского моря. Здания университета войдут в общий ансамбль научного городка, в котором будет 15 научно-исследовательских институтов Академии наук СССР.

Новосибирский университет — это не только новое высшее учебное заведение. Он явится университетом нового типа. У него не будет собственных лабораторий, вся учебная и научная деятельность университета строится на базе научно-исследовательских институтов и промышленных предприятий. Студенты параллельно с обучением будут работать в научно-исследовательских институтах Сибирского отделения АН СССР и в заводских лабораториях и конструкторских бюро гор. Новосибирска. При этом каждому студенту предоставляются богатые возможности для ознакомления с новейшими достижениями науки и техники, использования новых приборов и аппаратуры, непосредственного участия в решении актуальных научных и практических проблем...»

О каждой составной части этой триады — СО РАН-НГУ-СУНЦ — уже написано множество книг и статей. Опыт досконально изучен, так что нет смысла повторяться. Но на некоторых особенностях этого явления всё же остановимся.

Первое: НГУ хоть и принадлежит к типу классических университетов, но судьба его изначально складывалась непросто в силу различных причин. Он не мог повторить путь столичных вузов (МГУ и СПбГУ), потому что явился на свет божий как кровное дитя СО РАН. Попытки сделать его де-юре структурной единицей Сибирского отделения были давно, и лишь в последние годы отпали отнюдь не за ненадобностью, а чтобы не запутать окончательно ведомственную и без того сложную систему отношений (пожалуй, только в России бюрократические механизмы играют столь существенную роль). В этом — некоторой раздвоенной подчинённости университета — свои преимущества, и своя драма.

Хорошо, что можно сразу «двух маток сосать» — министерство напрямую и СО РАН, которое никогда не отказывается от серьёзной материальной и организационной помощи. Самый яркий пример последнего времени: после придания университету статуса национального научно-исследовательского новые деньги поступают на счета НГУ с большим опозданием, и лишь благодаря помощи президиума СО РАН удаётся решать проблему обязательного софинансирования закупок нового оборудования для реализации учебных и научно-исследовательских проектов.

Но, получив новый повышенный статус, а вместе с ним и дополнительные средства, университет обязан включиться в реализацию концепции по самостоятельному развитию науки, хотя многие учёные (свыше 80 процентов преподавателей НГУ одновременно являются сотрудниками СО РАН) очень осторожно относятся к нововведениям.

Можно соглашаться, или не соглашаться с московскими чиновниками, но есть данность, и с нею необходимо считаться. Что не так уж худо-бедно университет и делает. «Вечёрка» недавно публиковала интервью с проректором НГУ по науке, членом-корреспондентом РАН Сергеем Нетёсовым, в котором он рассказал, как развивается именно университетская наука, которая в условиях Академгородка, разумеется, не может быть не связана с деятельностью научно-исследовательских институтов.

С другой стороны, хочешь не хочешь, существует влияние, иногда довольно плотное, со стороны президиума СО РАН. Снова самый свежий пример: вот вспыхнула дискуссия о строительстве (ну, наконец-то!) нового главного корпуса НГУ. Как известно, мнения разделились, снова своё слово вставляют «зелёные», а руководству университета надо быстрей застолбить стройку, — от этого якобы зависит будущее финансирование (кто их там знает в правительстве?). И в этой ситуации остаётся надеяться, что необходимый компромисс будет найден, и строительство всё-таки скоро начнётся.

Есть ещё и третья очень важная составляющая — местная власть, которая не может пассивно взирать на то, что происходит в Академгородке, будь то хоть создание технопарка, хоть функционирование ФМШ-СУНЦ, хоть университета, которые действительно являются не только гордостью СО РАН, но и всего Новосибирска, области, да и всей страны. Равнодушных тут нет и быть не может. Недавний пример тому — подписанное распоряжение губернатора Новосибирской области о комплексном развитии Новосибирского научного центра.

Вряд ли когда-нибудь появится федеральный закон об отдельно взятом университете, как это произошло с МГУ и СПбГУ, поэтому приходится вечно выбирать между «свободой» и дополнительными средствами, которые готовы вкладывать и вкладывают регион и город. И здесь, конечно же, важно не просчитаться. Нужно использовать и родное Сибирское отделение, и министерство, и местную власть, которая тоже давно стала родной (а куда денешься?). Плюс бизнес. Не только очень крупный, полугосударственный (нефть, газ, уголь, оборонка и т. д.), но и средний и даже мелкий, который с некоторых пор перестал быть мелким, потому что работает в сумме на миллиарды рублей («Сибакадемсофт», «Сибакадеминновация» и т. д.)

Время такое, что абсолютизация чего-либо вообще вредна. В том числе и так называемой самостоятельности. В некоторых материалах (в том числе и недавних, когда отмечался очередной юбилей академика Михаила Лаврентьева) подчёркивался его независимый характер. Мол, за то и не любила его местная власть. Но ведь и очень гибким человеком был Михаил Алексеевич. Он умел соединять, казалось бы, несоединимое: и в случае с созданием Академгородка, и менее значительного явления — плотины в казахстанском Медео он, как никто другой, умел соединить интересы местных властей с решением главной задачи, и она выполнялась, как правило, оперативно и на высоком уровне.

Хотелось бы закончить эти заметки двумя важными штрихами. Первый: в декабре 2008 года состоялось общее собрание СО РАН, на котором был рассмотрен актуальнейший вопрос о научно-образовательном комплексе Сибири, состоянии и прогнозе кадрового обеспечения научно-технологического развития. И эту проблему председатель Сибирского отделения академик Александр Асеев определил как задачу первостепенной важности.

И очень давнее: когда-то знакомый партийный работник (для кого-то в достопамятные времена) сказал автору этих строк: «Уезжают ребята учиться в НГУ отличные, а возвращаются — с головокружением в голове...»

Портит их, мол, вольница Академгородка, отучиваются ходить по струнке...

Не берёмся в целом судить за весь научный центр и времена давно минувших дней, но факт: без «брожения» в голове не может быть настоящего не только учёного, но и гражданина. И атмосфера Академгородка тому всегда немало способствовала. Здесь всегда что-то кипело, со здешней публикой власти всегда было сложно. В этом смысле НГУ как центр образовательного процесса в Академгородке сейчас переживает сложное время. Нонконформизм прошлых дней — пройденный этап, и живой организм «универа» дышит поиском реализации своих духовных потребностей. Конечно же, в первую очередь это должна быть наука и всё связанное с ней. Но кипение мысли здесь будет всегда, и не всегда оно будет только угодным власти, какой бы она ни была. Важно помочь ему выбрать нужное русло. Впрочем, об этом написано тоже немало...

СОВМЕСТНЫЙ ПРОЕКТ ГАЗЕТЫ «ВЕЧЕРНИЙ НОВОСИБИРСК» И МИНИСТЕРСТВА ОБЩЕСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ И ИНФОРМАЦИИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: