Новосибирск 11.9 °C

Единство как справедливость от 11.11.2010

11.11.2010 00:00:00
Единство как справедливость от 11.11.2010
Единство как справедливость от 11.11.2010

— Зачем знать историю?

— Штобы ни павтарять ашыбок прошлого.

Из блога

С 2005 года мы 4 ноября празднуем День народного единства. Праздник, который заменил 7 ноября, т. е.  День Октябрьской революции. Трудно сказать, что это удачная замена, поскольку она отразила резкое падение значения России, скатившейся со статуса сверхдержавы до провинциальной страны, которую из милости пустили в восьмерку наиболее влиятельных стран мира. А если учесть, что согласно одному из прошлогодних опросов 30 процентов населения вообще не знает, что именно празднуется, то не все ли равно — вот это уже отражает и отношение к нашей истории, неуважение к которой было так явно продемонстрировано. Здесь стоит обратить внимание на одну важную деталь: вместо того, чтобы стать датой, по поводу которой обсуждается национальная идея, по поводу которой спорят о нашем месте в истории, этот праздник вырождается в тривиальный выходной.

Европа и Россия исторически являются наследниками великого государства — Римской империи. Но если Европа наследует Западной Римской империи с ее главенством права, то Россия продолжает Византию — Восточную Римскую империю. Очень показательно для понимания современного духовного состояния то, в чем мы различаемся, говоря о гибели Рима. Европа объясняет это тем, что, создав империю вместо республики, Рим постепенно уничтожил институты самоуправления и обрек себя на гибель. А Россия объясняет падение Византии предательством православия, т.е. потерей духовного единства. И если это помнить, то новый праздник вроде бы кстати.

Но чтобы вернуть уважение других, нужно вернуть уважение к себе. А чтобы вернуть уважение к себе, нужно чувство того, что государство реализует принципы социальной справедливости.

Философия в Древней Греции рождалась именно в спорах о справедливости. Дело в том, что там вместо маленьких монархий появились маленькие демократии — города-государства, которые назывались «полисами» (от этого слова, кстати, происходит наше слово «политика»), и самым страшным врагом этих демократий было то, что называлось «гибрис» — незнание меры. Оно приводило к тому, что из-за жадности разбогатевшие землевладельцы начинали грабить своих сограждан, а любящие власть люди пытались — и иногда успешно — устанавливать тиранию и, соответственно, начинали уничтожать лучших людей полиса, которые могли своим авторитетом им противостоять. Философия и пыталась установить общие принципы, которые определяли бы эту самую меру. Философы находили их в природе, где все равновесно, где даже солнце не переходит своего предела, «иначе его настигли бы Эринии — блюстительницы справедливости» (Гераклит). В обществе также должен быть баланс сил. Эти идеи позже, уже в Новое время, реализовались в принципе разделения властей. (В России идея справедливости традиционно выражается словом «правда».)

Мы повторили древнюю историю. Не случайно главной проблемой постперестроечного периода стал беспредел. Сейчас он уже не символизируется малиновыми пиджаками. Но сказать, что он преодолен, это очень сильно приукрасить реальность. К сожалению, в последнее время ощущение социальной несправедливости растет вместе с ростом пропасти между разными группами населения. И эта несправедливость ставит под огромный вопрос идею духовного сплочения народа, которую День народного единства должен бы символизировать.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: