Азиатский дух ОБСЕ

Азиатский дух ОБСЕ
Политологи отмечают новый тренд: от Хельсинки до Астаны.

Казахстан — председатель ОБСЕ: еще несколько лет назад трудно было представить подобное возможным. Если и сочетались эти две величины — государство Центральной Азии и авторитетная общеевропейская структура безопасности, то исключительно в сентенциях о попранных правах человека, недемократических выборах и ущемлении свободы слова... Однако в том и заключается феномен Нурсултана Назарбаева, что он добивается, казалось бы, невозможного: не только привел свою страну на «кухню» ОБСЕ, но и добился того, чего на протяжении одиннадцати лет не смог сделать ни один предшествующий председатель, — консенсуса о проведении саммита организации.

В Азии есть пословица: «Собака лает — караван идет». Во многом она соответствует пути, который проделал Казахстан, сначала реализовав идею председательства в ОБСЕ, а затем и на посту руководителя этой структуры. «Дочки» ОБСЕ, такие как БДИПЧ и офис представителя по вопросам свободы СМИ, не раз выступали с критикой республики по различным поводам — от выборных процессов до ситуации в области свободы слова. Не оставались в стороне и различные правозащитные организации.

Вот зарисовка участника одного из заседаний Постоянного совета ОБСЕ в Вене в прошлом году. Миклош Хорашти, в то время занимавший пост представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ, выступил с критикой ряда постсоветских стран, в том числе России и Казахстана по вопросу

декриминализации клеветы. Обсуждение проходило в достаточно горячем по дипломатическим меркам стиле. Россия, в частности, справедливо и обоснованно призвала избегать «двойных стандартов», заметив, что в некоторых странах так называемой «продвинутой» демократии клевета также влечет уголовную ответственность, и совсем неважно, что данная юридическая норма «рудиментарна» и практически не используется в повседневной практике. Главное, что такой вид наказания предусмотрен! И действительно, Великобритания, например, запустила процесс

декриминализации клеветы и оскорбления только в 2009 году. Казахстан в поддержку России сослался на некий документ, текст которого для нас, случайных свидетелей «политических баталий», не озвучивался. Но который, судя по всему, умерил пыл оппонентов.

Это лишь один эпизод из жизни ОБСЕ, который, тем не менее, весьма красноречиво высветил главную причину нынешнего кризиса в организации: латентное противостояние стран к Востоку и Западу от Вены. По этой причине главный механизм принятия решений — метод консенсуса — оказался «заблокированным». Это привело к тому, что с 2003 года в рамках структуры не принимались политические декларации, не говоря уже о том, что уровень представительства измельчал, ограничиваясь, максимум, переговорами министров иностранных дел. Встречи в верхах прекратились. Последний саммит ОБСЕ состоялся в 1999 году в Стамбуле, хотя по регламенту должен проводиться один раз в два-три года...

Отсутствие общей позиции по ключевым вопросам повестки дня, однако, не мешало активной работе упомянутых автономных структур ОБСЕ и полевых миссий, которые продолжали активно «учить демократии» страны бывшего советского блока. В условиях продолжающегося становления государственности многие республики воспринимали экспорт демократии как прямую угрозу стабильности в своих странах. «Цветные революции», прокатившиеся по Грузии, Украине, Кыргызстану, еще больше укрепили в этой мысли. Демократические преобразования в указанной группе государств привели к спаду, а то и развалу национальных экономик, политическому кризису и, как следствие, гораздо более низкому, чем прежде, уровню жизни населения. По этой причине в том же Казахстане весьма популярен тезис Назарбаева: «Сначала экономика — затем политика».

Словом, стагнация ОБСЕ была вполне закономерной. Запад критиковал Восток за недемократичность, Восток — за попытки превратить ОБСЕ в инструмент обеспечения внешнеполитических интересов одной группы стран в отношении другой.

И вот на этом этапе Казахстан сумел убедить партнеров по ОБСЕ в том, что именно страна сможет стать посредником между Востоком и Западом, навести мосты между цивилизациями и реанимировать заметно увядший «дух Хельсинки». Кроме того, республика сумела-таки убедить государства-участники ОБСЕ в необходимости проведения встречи в верхах.

Возобновление практики периодического проведения саммитов ОБСЕ будет способствовать преодолению системного кризиса организации и постепенному повышению ее роли и значимости в современной системе международных отношений. На этом фоне меркнут заявления о том, что председательство Казахстана в ОБСЕ — это лишь масштабная PR-акция для Назарбаева...

Международное сообщество все отчетливее понимает, что современные угрозы и вызовы войны, природные, техногенные и финансовые катаклизмы, сотрясающие мир, требуют пересмотра существующих алгоритмов обеспечения безопасности и правил игры в мировой экономике. И в этом плане предстоящий саммит должен открыть путь к достижению общих для всего мирового сообщества целей.

В настоящий момент первые шаги в этом направлении связаны с содержательным наполнением предстоящего форума. В повестку дня, в частности, предлагается включить такой дискуссионный вопрос, как усиление институциональной основы ОБСЕ, трансформация структуры в полноценную международную организацию.

Актуальны вопросы восстановления жизнеспособности режима ДОВСЕ, усиление потенциала и инструментария ОБСЕ по раннему предупреждению, предотвращению и разрешению конфликтов, управлению конфликтными ситуациями. В этом плане особенно важным видится расширение вовлечения ОБСЕ, в рамках ее мандата, в международные усилия по стабилизации ситуации в Афганистане.

Кроме того, на саммите предлагается рассмотреть аспекты противодействия транснациональным вызовам во всех трех измерениях — от незаконной торговли наркотиками, организованной преступности, киберпреступности, торговли людьми до проблем международного терроризма. По вопросам противодействия экономическим вызовам в посткризисный период речь идет об адаптации Маастрихтской стратегии ОБСЕ к современным условиям, а также возможной разработки договора «Маастрихт плюс», который, по мнению Нурсултана Назарбаева, должен стать своеобразным глобальным экономическим путеводителем на средне- и долгосрочную перспективу.

В контексте «третьей корзины» на повестку саммита могут быть вынесены вопросы укрепления общего потенциала государств-участников ОБСЕ по противодействию вызовам в человеческом измерении, в области толерантности и недискриминации, свободы СМИ. Следует отметить, что предлагаемая повестка дня встречи в верхах обеспечивает баланс всех трех измерений ОБСЕ. Главное теперь — продолжить намеченный курс, который в политических кругах авансом называют «эволюцией от Хельсинки до Астаны».


Поделиться:
Копировать