Новосибирск 5.6 °C

Земная и небесная «бухгалтерия» региональной культуры

04.09.2010 00:00:00
Земная и небесная «бухгалтерия» региональной культуры
На форуме «Стратегия-2020» подсчитывали возможные дивиденды от «правильного» альянса культуры и власти, говорили об уроках «пермского эксперимента» и мечтали о «Годе России»... в России.

Гостями «круглого стола» «Современная культура: роль в развитии региона» стали знаменитый скрипач Дмитрий Коган и известный галерист и политтехнолог Марат Гельман. Именно они и задали общий вектор дискуссии, в которой приняли участие те, кто определяет культурную политику в городе.

Играть по правилам

Дмитрий Коган начал свое выступление с того, что о культурных традициях Новосибирска знает не понаслышке. Он был в хороших отношениях с Арнольдом Кацем.

— Маэстро Кац был первым, кто меня, мальчика, вывел на сцену Большого зала Московской консерватории — под его управлением я играл свой дебют. Хотелось бы, чтобы и в наше время были такие подвижники: человек приехал в далекую Сибирь, создал здесь симфонический оркестр, который и сегодня бесспорно является одним из лучших, если не самым лучшим, региональным оркестром...

Сам Дмитрий Коган тоже подвижник своего дела и сделал очень много для пропаганды классической музыки и привлечения внимания государства, общества и бизнеса к проблеме поддержки классического искусства...

Главная проблема российской культуры на сегодняшний день, по мнению музыканта, — это отсутствие четких правил игры.

— Из-за отсутствия единого стандарта совершенно непонятно, в каком городе будет построена консерватория или музыкальное училище, где будет открыт цирк, где создана галерея, оперный, драматический театр и так далее. Это ведет к полному произволу на местах — к чему тянется местный руководитель, то в регионе и процветает. Вам повезло, ваш губернатор интересуется искусством и в силу возможностей поддерживает культуру. Но, честно говоря, таких регионов не много. И руководители субъектов Федерации, мэры городов, как правило, отводят культуре место «после всего»...

Перестать быть «профессиональным нищим»

Марат Гельман — человек многих талантов и начинаний (один из основателей Рунета, соавтор идеи «Русского журнала», создатель первой частной галереи). На форуме, однако, он был представлен прежде всего как директор Пермского музея современного искусства «PERMM» и куратор проекта «Культурный альянс», разработанного совместно с партией «Единая Россия». Задача проекта, по словам галериста, «сшивать страну с помощью культуры».

— Культуре пора отказаться от роли профессионального нищего, который ходит по начальникам с протянутой рукой. Подавать надо сирым и убогим, а мы — сильные и удачливые. Культуре не надо помогать, она сама может стать одним из самых эффективных инструментов помощи городам в поисках своей идентичности и в сохранении своего главного потенциала — людей.

Сегодня имя Гельмана связывают с так называемым «пермским экспериментом», который заставил говорить о себе всю страну. Именно уроки «пермского эксперимента» и определили многие положения проекта «Культурный альянс». В ходе эксперимента, по словам галериста, были отработаны новые отношения власти и культуры — равного партнерства. Кроме того, эксперимент в Перми позволил развеять стойкое предубеждение, что культура России исключительно моноцентрична:

— Мы доказали, что это не так. Начали работать в Перми, потом в Санкт-Петербурге, далее в Ульяновске... Каждый месяц мы намерены прибавлять по городу. Будем достигать договоренности с властями, убеждать их в действенности нашей программы и включать в наш альянс.

Культурный досуг, уверен Гельман, даже при самом высоком культурном потенциале территорий, не может быть обеспечен только внутренними ресурсами:

— Культура — это перетекание людей, идей событий. Надо двигаться, меняться, приглашать варягов. Необходимо выстраивать горизонтальные связи для интенсивного обмена...

В ходе дискуссии обсуждался вопрос о работе федерального Министерства культуры, которое, по мнению большинства собравшихся, не справляется со своими функциями. Как заметила директор театра «Глобус» Татьяна Людмилина, из федерального Министерство культуры «превратилось в министерство культуры Москвы и чуть-чуть Петербурга». Начальник областного департамента культуры Наталья Ярославцева также коснулась этой темы и поддержала Дмитрия Когана в вопросе об отсутствии в культуре единых стандартов. Это вынуждает заниматься нормотворчеством на местах и не способствует эффективности работы.

Говорили об арт-менеджменте, о сегодняшнем состоянии цирков, о недоиспользованном потенциале молодежного самодеятельного движения, о проблемах информационного потока в библиотеках...

Центральным все же остался вопрос об отношениях культуры и власти. Как все же людям искусства находить с ней общий язык? Во власть, как правило, приходят люди прагматичные, от искусства далекие, и разговор с ними часто превращается в диалог слепого с глухим. В этом деле, как заметил Марат Гельман, «Культурный альянс» готов оказать местному сообществу методическую помощь. Научить «языку» и даже предоставить цифры, доказывающие, что культурные инновации могут способствовать увеличению бюджета...

Прагматичный разговор был несколько разбавлен выступлением отца Бориса Пивоварова, который присутствовал на форуме по поручению архиепископа Новосибирского и Бердского Тихона. Несколько предоставленных ему минут он посвятил цитированию академика Дмитрия Лихачева, напомнив тем самым, что сфера культуры для каждого человека интимна. Что именно культура делает людей, населяющих пространство, не просто населением, а народом, нацией. И именно культура оправдывает наше существование перед Богом.

Дмитрий Коган в своем заключительном слове тоже поддержал мысль о высоком предназначении и самодостаточности культуры. Самую же бурную реакцию и аплодисменты вызвали слова музыканта о «Годе культуры России»... в России:

— В отсутствие единой концепции развития культуры, наше министерство предпочитает заниматься спецпроектами: Годами России за рубежом или Годами зарубежных стран в России. У меня же есть заветная мечта: объявить «Год России в России». И посмотреть, что лучше: вывезти балет в Канны или отремонтировать консерваторию в Новосибирске. Я лично за второе!

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: