Новосибирск 7.7 °C

Всё для фронта! Всё для Победы!

29.06.2010 00:00:00
Всё для фронта! Всё для Победы!
Молодёжь Западной Сибири внесла свой вклад в Победу.

Новосибирский историк Роман Романов в последние годы опубликовал несколько исследований, посвященных жизни рабочей молодежи, трудившейся на оборонных предприятиях Западной Сибири в годы войны. Появилось немало работ о советских полководцах, о военных операциях, много пишется о разведке. Но нельзя забывать и о том, что победа ковалась в тылу, в том числе и у нас, в Новосибирской области.

Как отмечает Роман Романов, «в условиях мобилизации крупных контингентов мужчин в действующую армию одним из основных факторов развития индустриального региона стал самоотверженный труд юношей и девушек». Он изучает молодежь (возраст от 14 до 25 лет), которая трудилась в годы Великой Отечественной войны на оборонных предприятиях Новосибирской области. Напомним, что до января 1943 года в состав области входил Кузбасс, а до августа 44-го — нынешняя Томская область.

С оборонной промышленности и будет правильнее всего начать. Так, из прифронтовых районов к нам во втором полугодии 1941—1942 гг. были эвакуированы 170 предприятий, из них полсотни — оборонных. Стране была остро необходима их продукция, поэтому заводы должны были выйти на полную мощность в кратчайшие сроки. Но для этого требовалась рабочая сила. Так, в середине 1942 года только предприятиям Наркомата авиационной промышленности требовалось почти три тысячи рабочих, Наркомата вооружения — более семи тысяч, а Наркомата боеприпасов — около четырнадцати тысяч человек.

Мужчины ушли на фронт — в тылу остались женщины, пенсионеры и молодежь. Надо отметить, что вместе с эвакуированными предприятиями прибывали в том числе и молодые люди. Так, осенью первого года войны из Ленинграда в столицу Сибири вместе с заводом № 617 прибыло 200  молодых рабочих, а уже к августу 1942-го из оккупированных областей в Новосибирскую область прибыли более 12 тысяч учащихся ремесленных училищ и школ фабрично-заводского обучения. Естественно, на предприятия шла работать и местная молодежь. Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР «О мобилизации на период военного времени трудоспособного городского населения для работы на производстве и строительстве» (от 13.02.1942 г.) мужчины в возрасте от 16 до 55 лет и женщины от 16 до 45 лет подлежали призыву на предприятия. Как отмечает Роман Романов, на военные заводы Новосибирска мобилизовали более четырех тысяч представителей городской молодежи. За годы войны в учебные заведения трудрезервов Новосибирска поступило более сорока тысяч человек. Интересно, что в период с 1943 до середины 1945 года более половины из них были выходцами из сельской местности.

Понятно, что доля рабочей молодежи на промышленных предприятиях резко возросла. Удельный вес ее достигал до 60 процентов в январе 1943 года, к октябрю 1944-го он стал меньше — 44 процента. Важно было быстро подготовить молодежь к квалифицированной работе. До войны в ремесленных училищах учились два года, а в школах ФЗО — полгода. Война внесла свои коррективы: сроки сократились соответственно до года и трех месяцев. Всего на предприятия из ремесленных училищ и школ ФЗО нашей области пришло более 60 тысяч человек. А многим приходилось учиться прямо на заводах: сначала две недели выявляли пригодность к профессии, затем прикрепляли к кадровым рабочим. Обучение прямо на производстве, как отмечает новосибирский историк, продолжалось от двух недель до трех месяцев. Формы были разные: стахановские школы, курсы техминимума, индивидуально-бригадное ученичество.

Популярным было движение под лозунгом «Работать за себя и за товарища, ушедшего на фронт!» То есть рабочий брал на себя обязательство выполнять не менее двух норм. Социалистическое соревнование в середине 1943 года, по данным Романа Романова, охватывало до 90 процентов всей рабочей молодежи. В городе насчитывалось около 20 тысяч стахановцев. Известность получил Михаил Кобец, работавший на заводе имени Чкалова. Благодаря новаторскому предложению он смог выполнять 11 норм в смену! В начале 1945-го на том же Чкаловском заводе восемь молодых рабочих получили высокие награды: Феликс Немировский был награжден орденом Ленина, Лаврентий Виноградов и Александра Калинина — орденами Трудового Красного Знамени, Оксана Власюк — орденом Красной Звезды... Многие бригады боролись за звание «фронтовых», старались выработать как можно больше норм. В области на 1 января победного сорок пятого 148 коллективов молодых рабочих вырабатывали более трех норм.

Как же жили в это время молодые люди? В годы войны молодые рабочие предприятий оборонного комплекса получали в среднем от 500 до 700 рублей в месяц, ученики — 250 рублей. Реальность была такова: рыночные цены на промышленные товары и продовольствие постоянно росли, а часть зарплаты уходила на выплаты в фонд обороны, на займы по государственным облигациям... Если кто не выполнял норму выработки, допускал брак — того ждал штраф. Поэтому молодежь, обладающая низкой квалификацией, получала от 60 до 130 рублей.

Жили, как правило, в одно- и двухэтажных домах, в бараках, землянках, подвалах и подсобках. Бывало, что снег через дыры в крышах падал прямо на койки... Случалось, что отсутствовало не только освещение и отопление, но и канализация. Новосибирский исследователь констатирует: «В комнатах не хватало кроватей, корыт для умывальников, столов, стульев, вешалок. Из-за отсутствия камер хранения жильцы бараков складывали вещи под матрасы. Подростки и молодые люди ходили на работу в тапочках, галошах или ботинках с деревянной подошвой, засаленных фуфайках и брюках. Одежда и обувь, выдававшиеся очень редко, быстро изнашивались и часто нуждались в ремонте или замене».

По карточкам на оборонных предприятиях получали 800 граммов хлеба в день, на месяц полагалось на человека два килограмма мяса, полтора килограмма крупы и макаронных изделий, по 600 граммов сахара и жиров. Продовольствия не хватало, поэтому карточки отоваривались не более двух недель в месяц. В столовых питались так: «на обед обычно получали суп с мороженой капустой, несколькими картофелинами и перловкой, заправлявшийся хлопковым маслом, щи из свекольной ботвы, уху из головок воблы, болтушку из муки или крупы».

Тяжелые условия труда и жизни, конечно, оказывали свое действие. В документах можно найти справки о том, что молодой стахановец стал хуже трудиться по причине того, что после госпитализации отца на иждивении у подростка осталась младшая сестра... На комбинате № 179 полтора месяца не выходил на работу стахановец, который не имел брюк, — «в результате он был обвинен в нарушении трудовой дисциплины и заключен под стражу как дезертир». Известен факт, что учащиеся ремесленного училища № 3 отправили письмо первому секретарю Новосибирского горкома партии. Они жаловались на тяжелые условия и в случае равнодушия к их просьбам обещали покинуть это учебное заведение...

А вот отрывок из письма одной из учениц: «На работу не ходили уже вторую неделю, в бараке холодно, не топят, негде пимы посушить. Кормят плохо, живем в холоде и голоде». Но если в общежитиях коллективно чинили окна, пилили, ремонтировали двери, очищали дворы, то те, кто проживал самостоятельно, испытывали большую нужду. Историк приводит в качестве примера судьбу 19-летней работницы завода имени Чкалова Людмилы Шалыгиной, которой приходилось заботиться о пяти малолетних братьях и сестрах. Помощи она не дождалась и, чтобы прокормить семью, перестала работать, стала воровать продукты и хлебные карточки. Итог — восемь лет тюрьмы.

Нарушения трудовой дисциплины носили массовый характер. В 1943 году новосибирские заводы покинули 20 тысяч человек, в 1944-м — более 10 тысяч. Против тех, кто опаздывал на работу, прогуливал, применяли различные виды наказаний — лишали талонов на получение 200 граммов хлеба, отправляли на принудительные работы. Возможны были административные и уголовные наказания.

Проблемы приводили к высокой текучке кадров и невыполнению предприятиями плана. Но все равно, несмотря на все трудности тяжелого военного времени, молодежь внесла немалый вклад в работу тыла. Именно она была главным источником формирования трудовых коллективов — это помогло компенсировать большие кадровые потери, понесенные промышленными предприятиями в первый год войны. Благодаря в том числе труду юношей и девушек в Новосибирске начиная с 1942 года каждые сутки выпускались 20 истребителей, 30 тысяч снарядов, 130 радиостанций. Все понимали: всё для фронта — всё для победы!

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: