Новосибирск 3 °C

Не боги горшки обжигают...

03.06.2010 00:00:00
Не боги горшки  обжигают...
Журналисты «ВН» побывали в уникальных «мастерских»: поработали на гончарном круге, узнали, что такое скрапбукинг и чем отличается сухое валяние от мокрого.

Все началось с гончарного круга

...Когда погружаешь руки в глину, то чувства, поверьте, испытываешь непередаваемые, прежде неведомые! Материал этот на удивление теплый, мягкий и податливый, а гончарный круг вращается так завораживающе! Под руководством мастера пытались формировать донышко... Поднимали стенки будущего глиняного изделия... Весьма увлекательно и, что немаловажно, расслабляет, снимает напряжение и дает массу положительных эмоций. Неслучайно «гончарить» и одновременно релаксировать в школу искусств для взрослых с названием «Сфера» приходят люди самые разные. От бизнесменов и бухгалтеров до домохозяек.

Открылась эта школа в городе не так давно — в апреле этого года.

— Куда сегодня можно пойти взрослому человеку, желающему реализовать себя в творчестве? — задается резонным вопросом директор школы Любовь Кудина. — Для детей в городе предложения есть. Но и взрослые люди сегодня хотят творить и видеть результат своего труда! Я сталкиваюсь с этим постоянно и знаю это по себе.

Сама Любовь, будучи уже человеком состоявшимся, решила заняться живописью. По объявлению нашла курсы ИЗО при Театральном институте. С азартом и интересом отходила туда два с половиной месяца. Но все закончилось, и перед ней встал неизбежный вопрос: а что дальше? Так и родилась идея создания школы ремесел. И началось все с гончарного круга...

Мастер гончарного дела Олеся Кусова обучалась этому ремеслу в Узбекистане. Там еще сохранились древние школы и до сих пор поддерживаются традиции. Три месяца жила при мастерской, с трудом преодолевала языковой барьер, но, говорит, это стоило того.

— Гончарное дело и сегодня остается в «Сфере» главным, — рассказывает директор. — Но мы решили не останавливаться и открыли другие направления.

Теперь здесь дают навыки керамики, работы со стеклом, мыловарения, батика, валяния из шерсти... Настоящий «город мастеров»! Учат здесь и скрапбукингу...

Скрапбукинг — это...

— Слово это для многих непонятно и звучит как ругательство, — смеется «специалист по скрапбукингу» Даша Рацко. — Хотя многие занимаются скрапбукингом, даже не зная, что это скрапбукинг.

Дословно «скрапбукинг» переводится как вырезка из книг. В этой технике делаются авторские открытки, рамки для фотографий, оформляются альбомы, украшения... Существуют специальные наборы, интернет-магазины буквально пестрят предложениями. Но Даша считает, что все необходимое можно найти дома, порывшись в закромах. Это даже интереснее.

— Подходит все, что плохо лежит: ретропуговички, бусинки, люверсы, ракушки, шнурочки, кружево...

Для любителей гламура — стразы и розовые перья. Для аскетов — почтовая бумага и холст. Бумага часто не режется, а рвется руками, размачивается, «состаривается» — поливается чаем... Нитки, которыми сшивается композиция, могут быть кричаще яркими, а швы намеренно кривыми...

— Каких-то строгих канонов, как в гончарном искусстве, нет...

Однако без вкуса, чувства цвета и некоторого (пусть даже интуитивного) представления о законах композиции не обойтись. Без всего этого вместо ожидаемой стильной вещи получится неумелая детская поделка.

Осваивать ремесла Дарья Рацко вместе с другой мастерицей Машей Горбуновой (она ведет в студии курсы по пошиву мягкой игрушки «мишка Тедди» и мыловарению) ездили в Санкт-Петербург. Уже семь лет там успешно работает студия, подобная «Сфере». Так что есть надежда, что и у нас эта, безусловно, плодотворная идея приживется.

Бесценный материал для скрапбукинга — старые газеты и журналы. В студии есть французские журналы мод начала прошлого века. Даша уже давно смотрит на них с вожделением. А Любовь Евгеньевна прячет, чтобы они, того и гляди, не стали фрагментами каких-нибудь Дашиных композиций.

— Народ у нас сложный, творческий, не усмотришь — тут же уведут, — смеется директор. — У нас что ни человек, то уникум...

Народ действительно подобрался в студии уникальный. И в работе с учениками мастера руководствуются не застывшими шаблонами, а видят простор для совершенствования и готовы экспериментировать вместе с ними.

— Мы даем импульс, учим набить руку, почувствовать изделие, а далее, если у человека к этому лежит душа, то полету фантазии нет предела, и поле для эксперимента открывается огромное, — говорит Мария Габова, мастер валяния из шерсти.

О валянии, признаться, мы тоже до сих пор знали очень мало. Разве что по валенкам да еще по ушедшей в народ фразе из фильма «Криминальный талант». Где героиня Александры Захаровой, лимитчица-аферистка, заявляет «хорошему следователю»: «Гейши — в Японии! А мы валяльщицы, простые русские валяльщицы». — «А что валяете?» — «Что скажут, то и валяем!»

Валять, как оказалось, можно очень даже многое. И валяние сегодня — и мокрое и сухое — переживает своеобразный бум. Его широко используют модные дизайнеры. И выполненные в технике валяния шарфы, палантины, шляпки, сумки, обувь, украшения — настоящие произведения искусства.

— Можно причудливо соединять самые разные техники и материалы: комбинировать шерсть с шелком, валяную шерсть с полотном, связанным на спицах, шерсть с мехом норки, — знакомит с «кухней» Мария. — В валянии нет понятия ошибки. Если что-то получилось не так, то это может быть использовано как «фишка». А родилось это мастерство на Севере...

Совершая экскурсию по «городу мастеров», мы, можно сказать, почувствовали себя путешественниками, совершающими «кругосветку». Валяние — родом с Севера, скрапбукинг пришел из Франции, гончарами всегда особенно славилась Италия, права на мишек Тедди заявляют сразу две страны — Германия и Америка... Ну и, конечно, не обошлось в мастерских без русской куклы.

Для «космополитов» и патриотов

Мишка Тедди, если верить американской легенде, получил свое имя в честь самого Теодора Рузвельта. И история его «жизни» тесно переплетена с историей президентов, монархов и полководцев. Существует целая индустрия мишек, за ними охотится целая армия коллекционеров. Редкая игрушка может похвалиться такой популярностью.

— Каждая из моделей, которую мы шьем, авторская, она существует в единственном числе, и каждый из мишек обязательно похож на того, кто его шьет, — рассказывает «специалист по мишкам Тедди» Маша Горбунова.

В студии, например, с теплом вспоминают одну ученицу, которая ждала ребенка. Ее мишка Тедди был синего цвета (как птица счастья, наверное). Она одела его в белую юбочку, шапочку с оборками. Он был с кружевным зонтиком. И настроение у «зверя» было настолько созвучно тому блаженному состоянию, в котором пребывает счастливая женщина в ожидании самого важного для себя события, что в студии не удержались и сделали фото мишки и его хозяйки на память.

Мастер по работе с русской куклой Татьяна Кузьмина тоже отмечает тонкую связь, которая обязательно устанавливается между куклой-оберегом и тем, кто ее делает:

— Человек я не суеверный, далеко не фаталист, но когда я стала досконально разбираться с оберегами, то поняла, что многое из того, что мы считаем мистикой, имеет вполне понятное обоснование и объяснение. Обереги, по сути, есть реализация наших желаний и мечтаний. Мы отдаем этим куклам нашу энергетику. Большинство кукол-оберегов делается на основе скрутки. И пока женщина крутит ткань, она думает о человеке, для которого катает куклу, и закатывает в куянчик все свои мысли и пожелания.

Жизнь наших предков была тяжелой, и они свято верили, что обереги будут хранить их самих и их близких от зла. К куянчику «На здоровье», например, привязывался кусок сырого мяса. Его клали в углу комнаты человека, страдающего недугом, а потом выбрасывали на перекрестке. Таким образом, считалось, из дома уходила болезнь. Куянчик «Материнская утешница» катала мама своей дочке, если выдавала ее замуж или отдавала в работницы в чужой богатый дом.

Одними куклами-оберегами, однако, традиция русской куклы далеко не исчерпывается. Куклы были самыми разными. В студии шьют и куклы-обереги, и календарные обрядовые куклы — они были обязательными участниками праздников, и игровые куклы... Игровые куклы делались самых разных размеров. Самые маленькие из них легко умещались в детскую ладошку. Изготовить такую куклу можно очень быстро, за одно занятие... Нашли мы среди чудесных русских кукол и тех, к которым приложила руку сама Любовь Кудина. Скрученные ею «барышни», как и положено, чем-то очень на нее похожи. Директору студии, судя по всему, очень любопытно самой узнать, чем в ее школе «пахнут ремесла». И список этих ремесел она намерена расширять.

— У нас действует лекторий по истории культуры, его ведет преподаватель Богословского университета Людмила Некрасова. Мы запустили ИЗО — мастер Ирина Агальцова. Есть идеи для людей, занимающихся театром... Планы громадные!

Главное, что у нее и у ее мастериц, каждая из которых «что ни человек, то уникум», горят глаза. И это, согласитесь, если не гарантия успеха, то серьезная на него заявка!..

  

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: