Новосибирск 7.7 °C

Если есть сомнения...

20.05.2010 00:00:00
Если есть сомнения...
Пациенты должны знать свои права и уметь отстоять их.

В общественной приёмной мэрии прошла «прямая линия», посвященная вопросам здравоохранения. По словам специалистов, принявших участие в разговоре с новосибирцами, самые актуальные темы — это доступность, качество и своевременность оказания медицинской помощи.

Начальник отдела организации медицинской помощи населению Главного управления здравоохранения мэрии Александр Заиграев отметил: важно, чтобы пациенты знали свои права и умели их отстоять в случае необходимости.

— Горожане все активнее защищают свои интересы, становятся более подкованными в правовых вопросах, — говорит Александр Леонидович. — Это эффективный рычаг воздействия, способ повысить качество медицинских услуг. Не могу сказать, что количество жалоб на качество медицинского обслуживания растет, цифры в последние годы стабильны. По каждой претензии индивидуально проводятся проверки, устраняются недостатки в этой сфере, наказываются виновные.

Однако не всегда активность пациентов положительно отражается на качестве лечения. Особенно когда врачам вместо того, чтобы лечить, приходится спорить со своими подопечными, доказывать необходимость тех или иных назначений. Подобные случаи — не редкость. Чаще недоверие к врачам демонстрируют пожилые люди, которые имеют большой опыт общения с докторами. Они уверены, что знают сами, какие анализы, какие исследования и даже какие лекарства им должны быть прописаны. Если врач не соглашается с мнением своего пациента, тот жалуется на «некомпетентного» медика в различные инстанции.

— Хочется напомнить, что объем медицинской помощи определяется врачом, — подчеркнул Александр Заиграев. — И он же несет ответственность за лечение.

С проблемой недоверия к докторам приходится сталкиваться практически каждому медицинскому работнику. Пациент имеет право попросить заменить ему врача, и некоторые горожане, у которых не складываются взаимоотношения ни с одним из врачей, пользуются этим правом слишком активно.

Главный врач МУЗ «Городская поликлиника № 20» Игорь Воробьев, который также принял участие в «прямой линии», рассказал, что каждый такой случай в их лечебном учреждении рассматривается, проверяется, насколько адекватны претензии пациента, насколько рациональна замена и насколько она возможна.

— Участковые врачи очень загружены, на участке у них — по 1700 человек, — подчеркнул Игорь Викторович. — К тому же они ведут работу и на дому у пациентов. Зачастую просто невозможно прикрепить к терапевту пациента с отдаленного участка. Иногда человек предъявляет претензии и не понимает, что он не прав. Сейчас один из наших пациентов даже собрался идти в прокуратуру. Долгое время ему выписывали определенное лекарство, которое теперь снято с производства. Врач назначает аналог, а пациент требует, чтобы ему дали именно тот препарат, который он принимал раньше. Человек пожилой, слушать не хочет, что требует невозможного...

В любом случае, если пациент сомневается в том, что ему оказывают квалифицированную помощь, стоит решать этот вопрос. Каждый день в поликлинике работает дежурный администратор, он должен принимать обращения от граждан. Кроме того, не реже двух раз в месяц прием ведет главный врач поликлиники.

Если пациент недоволен лечением, то он может обратиться в свою страховую компанию с просьбой провести медицинскую экспертизу. Независимые эксперты проверят поставленный диагноз, необходимость и своевременность назначений лечащего врача.

Одной из самых актуальных тем «прямой линии» стала доступность медицинской помощи. Не всегда просто, оказывается, пройти назначенное врачом обследование, попасть на прием к узкому специалисту. Причины разные: вышедшее из строя оборудование, врач ушел в отпуск, заболел или уволился. В этом случае участковые терапевты направляют пациентов в другое лечебное учреждение. Оправданное негодование вызывает необходимость заплатить за лечение, которое не смогли назначить в поликлинике по месту жительства. Александр Заиграев подчеркнул, что такой выход из положения недопустим. Пациент не должен из своего кармана покрывать расходы на услугу, которая предусмотрена обязательным медицинским страхованием.

— Если в поликлинике нет какого-либо специалиста, чьи консультации входят в перечень обязательного медицинского страхования, администрация поликлиники должна заключить договор с другим лечебным учреждением на оказание бесплатной медицинской помощи, — пояснил Александр Заиграев. — Оплату поликлиника должна взять на себя, то есть средства, предусмотренные на эту услугу обязательным медицинским страхованием, перевести лечебному учреждению, с которым заключают договор.

Сегодня для того, чтобы записаться к специалисту, не обязательно приходить в поликлинику лично, достаточно позвонить в регистратуру. Определен и регламент, по которому пациент должен попасть на прием к врачу в течение двух рабочих дней. Несмотря на это, оказаться в кабинете доктора не всегда просто. И не всегда из-за внутренних проволочек.

— В основном на это есть объективные причины, — уверяет Александр Заиграев. — Рентген-аппарат может выйти из строя, специалист может заболеть, уйти в отпуск или уволиться. Резерв есть не всегда. К сожалению, дефицит кадров в поликлиниках остается одной из самых острых проблем. В некоторых поликлиниках укомплектованность врачами составляет максимум 60 процентов. Сказывается и большая нагрузка при невысокой зарплате, и несовершенные условия труда, дает о себе знать отсутствие государственного регулирования в распределении молодых специалистов.

Также Александр Леонидович рассказал о развитии новой для нашего города единой системы записи в поликлиники. Многоканальный телефон 227-44-44, по которому новосибирцы независимо от места жительства могут записаться на прием к своему врачу, начал работать в конце апреля. Сначала операторы принимали всего по пять-шесть звонков в день, сейчас «электронная регистратура» назначает дату и время похода к доктору для восьми десятков новосибирцев в день.

— Сегодня в полной мере воспользоваться услугой электронной регистрации могут жители Центрального района, — подчеркнул Александр Заиграев. — На стадии подключения Железнодорожный район: в сеть уже включилась поликлиника № 1, госпиталь ветеранов войн № 3. С 25 мая звонить по телефону «электронной регистратуры» можно для того, чтобы записаться в поликлинику № 20. По мере монтажа оборудования система будет охватывать остальные поликлиники города.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: