Новосибирск 5 °C

О чём рассказал портрет полковника?

15.05.2010 00:00:00
О чём рассказал портрет полковника?
О многом могут поведать картины из Новосибирского художественного музея.

Художник-портретист Александр Григорьевич Варнек (1782—1843) родился и всю жизнь прожил в Санкт-Петербурге. Именно здесь, в Государственном Русском музее и в Научно-исследовательском музее Российской академии художеств, хранятся многие его работы — 35 произведений живописи и порядка 50 рисунков. Десять его картин находятся в Москве в Третьяковской галерее, а примерно двадцать — в региональных музеях страны. Две работы из наследия Варнека находятся в Новосибирском художественном музее.

Одной из работ художника в нашем музее является портрет военного, предположительно флигель-адъютанта, полковника лейб-гвардии Гренадерского полка Николая Карловича Стюрлера. Портрет этот поступил в музей в 1958 году и с тех пор почти все время находится в постоянной экспозиции музея.

 Заинтересовавшись однажды личностью полковника Стюрлера, я попытался на основании тех крупиц информации о нем, которые удалось найти, воссоздать его биографию. Стюрлер Николай Карлович (Николаус Людвиг), швейцарец, родился около 1783 года в Берне. В 1811 году швейцарский подданный Лагарп, бывший воспитатель великого князя Александра Павловича, прислал его в Россию и письменно просил у своего воспитанника императора Александра I покровительствовать своему земляку, в результате чего Стюрлер был определен поручиком в Семеновский полк. В 1814 году он был произведен в капитаны, а примерно через пять лет — в полковники.

Вот что сообщает о Стюрлере в своем дневнике один из «спутников» Пушкина Павел Пущин: «Капитан Стюрлер поступил на русскую службу до кампании 1812 года. Он, кровный аристократ, ненавидел французов. В Семеновском полку мы с ним сдружились; он был очень храбрый офицер. Другой «спутник» Пушкина Иван Якушкин, знакомый и сослуживец Стюрлера, также называет его замечательно храбрым и педантом по службе. По-видимому, в эти первые годы службы храбрость Стюрлера и была отмечена Георгиевским крестом 4-й степени.

 В апреле 1818 г. Стюрлер стал командиром карабинерского полка, а позже он был назначен командиром 1-го карабинерского — лейб-гвардии Гренадерского полка. Это была высокая честь для иностранца, ведь в числе командиров данного полка значились до этого многие видные военачальники, в том числе герои Отечественной войны 1812 г. генералы П. Строганов и П. Желтухин.

В миниатюре «Два портрета неизвестных» Валентин Пикуль, рассказывая о декабристе Иване Жукове, служившем в этом полку, вскользь упоминает и Стюрлера: «Поначалу Иван состоял адъютантом генерала Желтухина, но имел несчастье нарваться на ревностного службиста Стюрлера:

— Почему не спешите отдать мне честь?

— Извините, Николай Карлович, не успел.

— А почему воротник не застегнут доверху?

— Растерялся и не успел застегнуть.

— Так я вас во фронт поставлю, чтобы впредь успевали и честь отдавать высшим чинам, и крючки на себе застегивать».

Нужно сказать, что Стюрлер плохо владел русским языком, поэтому Валентин Саввич, похоже, несколько переборщил, приписав полковнику те слова, которые он якобы произнес в этом диалоге...

14 декабря 1825 г., в день восстания на Сенатской площади, полковник Стюрлер сделал свой выбор, присягнув Николаю I. Этот выбор стоил ему жизни, и в то же время имя полковника, благодаря этому, вошло в историю. Но вошло как-то негромко... В публикациях о восстании на Сенатской площади обычно рассказывается о том, как во время переговоров с восставшими декабрист Каховский смертельно ранил прославленного генерала и героя Отечественной войны 1812 г., военного губернатора Петербурга М. Милорадовича. Тут же упоминается и полковник Стюрлер. Погиб он, пытаясь остановить солдат своего полка, бегущих на площадь, которые собирались присоединиться к восставшим.

Вот как описано это писателем Дмитрием Мережковским в его трилогии «Царство зверя»: «Полковой командир Стюрлер, все время бежавший рядом с солдатами, умолял вернуться их в казармы.

— Вы за кого? — спросил Каховский, подбегая к Стюрлеру с пистолетом в руках.

— За Николая! — ответил тот.

Каховский выстрелил. Стюрлер схватился рукой за бок и побежал дальше. Двое солдат со штыками — за ним.

— Бей, коли немца проклятого!

Штыки вонзились в спину его, и он упал. Лейб-гренадеры соединились с московцами».

А вот как рассказывает о гибели полковника Стюрлера в своих мемуарах барон Модест Корф: «Встретив Стюрлера посреди самого скопища мятежников, у памятника Петра Великого, Каховский спросил его по-французски: «А вы, полковник, на чьей стороне?» — «Я присягал императору Николаю и остаюсь ему верен», — отвечал Стюрлер. Тогда Каховский выстрелил в него из пистолета, а другой офицер закричал: «Ребята! Рубите, колите его!» — и нанес ему сам два удара саблей по голове. Стюрлер, смертельно раненный, сделал с усилием несколько шагов, зашатался и упал».

Так или иначе, но полковник получил смертельное ранение и был доставлен с площади в один из близких домов, принадлежавший князю А. Лобанову-Ростовскому. Дом этот с двумя львами у входа, построенный в 1820 г. архитектором Огюстом Монферраном, и сейчас является одной из достопримечательностей Санкт-Петербурга. Как пишет Корф, в доме Лобанова Стюрлер скончался от ран на следующий день.

После гибели полковника осталась семья: жена Мария Ивановна, урожденная баронесса Зальца (1798—1883), и двое детей — дочери было три года, а сыну всего три месяца. Сын Александр Николаевич (1825—1901) сделал блестящую военную карьеру. Дослужился до чина генерала от кавалерии и входил в свиту императорского двора. Всю жизнь находился при императорских особах, имел множество высоких наград и титул графа.

Но вернемся к портрету погибшего полковника. Согласно одной из версий, новоявленному императору в тот момент времени были нужны герои, которые, не «щадя живота своего, защищали бы его законное право на царство». Поэтому он и решил запечатлеть на полотне облик одного из таких героев и направил к умирающему полковнику художника Варнека с наказом написать его портрет и непременно изобразить на эполетах вензель первой буквы его имени.

Манера живописи Варнека отличалась тем, что он, как никто другой из современных ему художников, умел передавать сходство в портретах и изображал свои модели без прикрас. Верный этой своей манере, он и полковника Стюрлера изобразил, очевидно, таким, как тот выглядел незадолго до смерти... А мы можем увидеть этот портрет сегодня и вспомнить о событиях нашей истории.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: