Новосибирск 2.9 °C

Диалоги о вечном

04.05.2010 00:00:00
Диалоги о вечном
Как начали проводить уроки этики и религии в новосибирских школах?

Несмотря на президентскую установку (соблюдать конституционные принципы отделённости церкви от государства и свободы вероисповедания), введение нового курса всё-таки вызвало споры: кто-то искренне обрадовался, что деткам будут прививать нравственность и духовность, а кто-то заподозрил худшее — «зомбирование со школьной скамьи».

С четвертой четверти текущего учебного года основы религиозной культуры и основы светской этики стали обязательным предметом для четвероклассников всех новосибирских школ. В основном курс читают учителя начальных классов, преподаватели истории, МХК, прошедшие подготовку в Институте повышения квалификации. Школьникам и их родителям предоставили выбор — изучать определенную религию, изучать все религии или заменить историю религии штудированием светской этики. В итоге 70% новосибирских школ избрали для преподавания именно основы светской этики. И, наверное, поступили мудро: человек, твердо усвоивший, «что такое хорошо, что такое плохо», научившийся думать (причем не только о себе, любимом!), тонко чувствовать прекрасное, будет восприимчив ко всему духовному и вместе с тем разборчив. А значит, уже во взрослом состоянии подойдет к религиозным вопросам осознанно и здраво.

Некоторый процент родителей пожелали, чтобы их дети изучали основы православной культуры, основы мировых религий. Что же касается основ культуры буддизма, иудаизма, мусульманства, то углубляться в эти предметы пока никто не рискнул. В школах, конечно, есть дети из семей, исповедующих эти религии, но практика показывает, что их родители выбирают изучение светской этики.

В цифрах картина выглядит следующим образом: в преподавании нового курса задействованы 344 педагога; всего в Новосибирске обучается 10 555 четвероклассников, из них 1222 выбрали основы православной культуры, 1749 — основы мировой религиозной культуры, а 7579 человек (то есть абсолютное большинство) — основы светской этики.

Процесс пошёл непросто. Заместитель начальника управления образования администрации Кировского района Ольга Климова поясняет, что информационные письма по введению курса были получены в сентябре, когда уже довольно сложно координировать учебные планы.

Чисто теоретически не только учебники, но даже мультимедийные пособия по всем модулям уже разработаны. Рекомендации для родителей, пособия и рабочие тетради для учеников, к сожалению, в распоряжение учителей и школьников пока не поступили. Педагоги довольствуются материалами, которые были выданы на курсах, черпают информацию с «культурных» сайтов, занимаются в библиотеках. Так что говорить о глубине подходов и делать выводы пока еще рано.

Судя по информации, полученной от педагогов, предмет носит чисто культурологический характер, и никто никому ничего навязывать не собирается. Предполагается изучение архитектуры, анализ книг, музыкальных произведений и т.д. и т.п. А преподавание основ светской этики ведется на философской основе. Каждый урок — поиск ответов на вечные вопросы: что такое этика и мораль, честь и достоинство, нравственность и патриотизм. Учителя уверяют, что свои личные религиозные воззрения будут выражать очень осторожно, а некоторые даже вообще обещают не заговаривать «о личном».

Младшеклассники идут на уроки этики и религии с охотой. Тем более что новый курс безоценочный: запланированы мониторинг, тестирование, анкетирование, но главным показателем станет мнение самого ребенка о предмете — интересно ему или нет? Поскольку оценки не выставляются, дети, по мнению педагогов, чувствуют себя свободнее и говорят именно то, что чувствуют. Лариса Драница, прошедшая переподготовку в Москве, преподающая основы светской этики в школе № 49, считает, что такая открытость побуждает ребенка не просто  «повторять заученные правильные слова», но совершать правильные поступки. А насчет религиозного вопроса...

— Родителям дана возможность выбрать для своего ребенка изучение основ религиозной культуры, и если предмет выбирают, если детям интересно это изучать, значит, о каком принуждении идет речь? На уроках мы знакомимся с терминами, работаем со словарями. Например, интересно сравнить, как понимали «этику» и «мораль» Даль и Ожегов. Читаем притчи, сказки Толстого, произведения Асеева. Очень хочется, чтобы дети приводили жизненные примеры, чтобы основой урока был диалог. Мы ведь все очень разные, наши точки зрения могут не совпадать, но это не повод для ссор. Я думаю, личное мнение учителя должно звучать, но оно не может быть навязано детям. «Повторяй за мной!» — этот метод давно уже устарел. Иногда бывает полезно «примерить разные шляпы», разные роли. Что, если сегодня я поддержу не очень положительного героя? Не оправдаю, но постараюсь понять? А завтра попробую с ним поспорить? Каждое слово учителя, каждый поступок героя должны дооцениваться. Хочется, чтобы новый предмет сблизил школьников, научил настоящей дружбе.

— Новый курс очень нужен всем нам, поскольку расширяет кругозор детей, — считает Маргарита Ковалева, директор гимназии № 7 «Сибирская». — Изучать основы светской этики — это неплохо, поближе узнать православную культуру — тоже необходимо. Но, на мой взгляд, основы культур мировых религий нужно знать вообще всем! И читать этот курс надо не на выбор, а в обязательном порядке. Дважды в месяц, в течение двух лет. Чтобы люди, даже очень разные, учились понимать друг друга. Проповедь, молитва — ничего подобного на школьных уроках не будет. Дети изучают библейские тексты, подходя к ним с точки зрения языкознания, мифологии. Я считаю, личное мнение преподавателя не играет здесь решающей роли, и православный человек вполне может рассказывать детям о другой религии. Тем более что в любой религиозной культуре есть моменты, которым стоит поучиться. Восточные народы, например, с большим почтением относятся к старшему поколению. А у многих людей, называющих себя православными, этой черты что-то пока не наблюдается...

Ну, может, потому и не наблюдается, что большинство людей, «называющих себя православными», понятия не имеют, что такое православие вообще? Может, познакомившись поближе с основами православной культуры, кто-то с изумлением поймет, что даже не подозревал, что это значит — быть православным.

Первыми опытами преподавания основ православной культуры делится Марина Золотова, преподаватель школы № 49:

— К сожалению, опираться на литературу, которая продается в церковных лавках, не получается: эти книги мне показались слишком... прямолинейными, проповедническими. В классе мы изучаем Библию, смотрим мультфильмы на библейские сюжеты. Ребята посетили собор Александра Невского, католический храм — конечно, это были экскурсии ознакомительного характера, с согласия родителей, и в богослужениях дети не участвовали. Я рассказывала про колокольные звоны, мы беседовали о том, что такое добро и зло, милосердие и сострадание. Осваивать материал нам помогают песни-притчи Светланы Копыловой. А без общения с родителями уроки вообще не обходятся: ребята получают задания поговорить с бабушками, дедушками, расспрашивают о семейных традициях.

Разговор о традициях — без сомнения, дело хорошее. Но почему нельзя разговаривать об этом в рамках урока истории, МХК, классного часа, зачем понадобилось вводить новый предмет? Только для того, чтобы поговорить именно о религии? Причем не откровенно и прямо, как это делается в верующих семьях или приходских школах, а отталкиваясь от культурологии? Готовы ли педагоги, прошедшие краткую девятидневную подготовку, рассказывать школьникам об уникальности религиозных культур, об истории религий? К тому же, боясь «удариться в проповедь», избегая высказывать личное мнение, ограничиваясь информацией культурологического характера, учитель, даже настоящий профессионал, рискует «поплыть по поверхности» предмета. А поверхностный разговор о религии — это, с точки зрения любого верующего человека, пошлость и кощунство.

Не секрет, что ребятишек больше всего волнуют вопросы: «Есть Бог или нет? Что будет со мной после смерти?» Но эти вещи явно выходят за рамки урока, и преподаватель, обязанный выдерживать светский тон, должен будет отвечать примерно так: «Согласно православному учению... согласно буддийскому учению...» Нужны ли детям для духовно-нравственного развития такие уроки? Вопрос остается открытым.

— Человек, лишенный корней, становится ветреным, некрепким, — размышляет Олег Заев, заместитель руководителя информационно-консультационного центра при соборе Александра Невского. — А задача государства, которое по-настоящему радеет за своих граждан, прежде всего, заключается в заботе о них. О том, чтобы семьи были крепкими, чтобы люди были здоровыми духовно и физически. Если будут такие люди, будет всё: мощная армия, грамотные чиновники, наука, искусство. Всего будет в достатке. Как выбраться из хаоса, в котором мы сегодня погрязли? Думаю, нужно вернуться к фундаментальности через воспитание культуры в себе и своих детях. А что такое культура? Знание языка, музыки, театра? Нет, не только. Культура — это что-то другое. Латинское слово «cultura», означающее «возделывание», «воспитание», «образование», «развитие», происходит от слова «cultus» — «почитание, поклонение, культ». Слово «культура» неразрывно связано со словом «культурный»: говоря о культуре, мы, прежде всего, имеем в виду культуру человека, его духовный мир.

Таким образом, культура — это совокупность духовных и материальных ценностей, формирующаяся людьми, исповедующими тот или иной культ, и направленная во внешний по отношению к культу мир, в свидетельство о своих достоинствах. В рамках того или иного культа человек получает представление о мире, о самом себе, о добре и зле. Русскую культуру создали люди, выросшие в православной традиции. Они оставили нам архитектурные памятники, картины, книги, иконы, фольклор. Для того чтобы проникнуть в глубину оставленного богатства, нужно знать, чем жили наши предшественники. Это очень важно — узнать религиозную культуру родной страны! Иначе наши школьники вырастут «Иванами, не помнящими родства», легковесными, поверхностными людьми. Вместе с тем, важно помнить, что уважение к другим традициям есть основа духовной жизни. Почему многие народы охотно вошли в состав Российской империи? Потому что была уверенность: им позволят сохранить их религию и культуру.

Безусловно, разговор о культуре и об основах этики должен быть глубоким, потому что нет ничего хуже профанации. И поведение педагога тоже нужно продумать. Твердить на каждом слове, что ты, допустим, христианин, не всегда полезно: иногда наше поведение таково, что лучше промолчать... скромность никогда не помешает. Хотя, с другой стороны, особой нужды прятаться я тоже не вижу. Если разговор на уроках заходит о религиозных отличиях, то думаю, что подходящей площадкой для этого может послужить духовная школа той или иной религии. Если на уроке, к примеру, заходит речь про памятник Минину и Пожарскому, о Смутном времени на Руси, то попытка разобраться в причинах может послужить побудительным мотивом к тому, чтобы разобраться в различиях между римокатоликами и православными. Но это уже самостоятельно, поскольку тема выходит за рамки предмета.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: