Новосибирск 4.9 °C

Школа: перемены не за горами

05.02.2010 00:00:00
Школа: перемены   не за горами
Что готовит завтрашний день учителям и школьникам?

«Итоги развития сферы образования в Новосибирской области в 2009 году, а также основные мероприятия, которые пройдут в рамках Года учителя» — пресс-конференция, посвящённая этой теме, прошла в обладминистрации. На вопросы журналистов ответил Владимир Иванов, руководитель департамента образования Новосибирской области.

Главный результат 2009 года, которого удалось добиться, — значительное обновление материальной базы отрасли, которое стало возможным за счет консолидации бюджетов разных уровней, в рамках реализации национального проекта «Образование» и комплексного проекта модернизации образования.

В минувшем году на капитальный ремонт образовательных учреждений было направлено более 800 миллионов рублей — для кризисного года это достижение немалое. Однако «ни за год, ни даже за десять лет невозможно восстановить то, что упускалось десятилетиями».

— У нас есть школьные здания, построенные в 20-е, 30-е годы прошлого века, — напоминает Владимир Иванов. — Для их капитального ремонта требуются крупные вложения. Что же касается внутреннего содержания, «начинки» — тут определенные результаты нам удалось получить.

В Новосибирской области построено пять новых школ — самое большое количество за последние несколько лет (до этого ежегодно сдавалось в эксплуатацию не более трех новых школьных зданий). В прошлом году были введены в строй школа № 21 на 360 мест в городе Болотное и школа на 504 места в городе Чулым. В районном поселке Коченево открылись новая школа на 450 мест и детский сад на 160 мест. В селе Биоза Северного района построена школа-интернат на 120 мест, а в городе Куйбышеве начала действовать школа-интернат для слабослышащих детей на 168 мест. Помимо этого сделаны пристройки еще к пяти образовательным учреждениям области.

В течение последних трех лет школы области получили 1358 комплектов современного учебного оборудования. В 91% учреждений частично или полностью заменена мебель. Только за 2009 год для школьных столовых приобретено технического оборудования на 36 миллионов рублей. При этом «речь идет не о ложках или кружках, а о холодильниках, плитах, посудомоечных агрегатах». Мебели в обеденные залы приобретено на 11 миллионов рублей. Организован подвоз десяти тысяч детей из отдаленных сел к базовым школам, а всего на школьных маршрутах задействовано 453 единицы автотранспорта — для этих целей в течение года приобретено 75 автобусов. На противопожарные мероприятия за последние три года направлено 383 миллиона рублей.

— Проблему автоматических сигнализаций мы практически сняли, — говорит Владимир Иванов. — Но пожарные уже напоминают, что оборудование вновь устарело, и нужно модернизировать систему. Разумеется, это сложно, но мы будем искать выход.

Одна из самых непростых задач — сделать работу школ более открытой для общественности.

— Общественная оценка деятельности учителя — очень важная составляющая, — подчеркивает руководитель департамента. — Вроде бы дело несложное — создать школьный совет, привлечь экспертов из числа родителей... Однако вопрос сложен с точки зрения понимания, осознания: «Я — учитель, профессионал! Почему кто-то из родителей должен оценивать мою работу?» Это серьезная проблема, но все-таки она решаема, и в 2010 году общественное управление будет развиваться. Что же касается оценки деятельности учащихся, сейчас мы рекомендуем школам создавать портфолио на каждого ученика, в котором будут собираться все его достижения — в том числе не учебные. Например, школьник — активный деятель трудового фронта, умеет организовать ребят, и это тоже результат развития. Нужно принимать во внимание не только успеваемость ребенка по школьным предметам. Важно, чтобы не складывался стереотип: раз ты «троечник» — значит, отстающий. Важно, чтобы учительство осознавало: ребенок — маленький человек, в котором нужно заметить таланты, способности. Увидеть, развить, поддержать. И достижения школьника в какой-то иной сфере не менее важны, чем достижения в учебной деятельности.

Вопрос сохранения здоровья детей был и остается одним из первостепенных. Сегодня почти в каждом районе города запущена экспериментальная программа мониторинга здоровья, а с января 2010 года она развернулась на все образовательные учреждения. Мониторинг — это не просто фиксация изменений в здоровье ребенка. Специалисты, выявляющие отклонения, попытаются понять и устранить причины заболеваний. Планируется изменить подходы к уроку физкультуры, сделать обязательными три часа в неделю, но, к сожалению, возникает проблема нехватки спортзалов. Поэтому занятия ученика физкультурой вне школы тоже могут и должны учитываться. В ближайшее время будут вводиться электронные паспорта здоровья учеников, и с этой целью в НГПУ разработана уникальная программа для создания электронного паспорта. Специальная подготовка учителей по использованию этой программы уже ведется.

Процесс информатизации также не стоит на месте: по уровню информатизации Новосибирская область вышла на одно из передовых мест. Это подтвердила видеоконференция с участием Александра Кондакова — главного редактора издательства «Просвещение», руководителя ряда образовательных проектов. В видеоконференции участвовали образовательные учреждения всего Сибирского округа, специалисты из многих городов России.

— Сегодня у нашего образования появились технические возможности проводить подобные мероприятия и работать со всеми нашими районами, — сообщает Владимир Иванов. — В 2009 году мы закончили создание информационно-методических центров во всех районах, кроме Тогучинского и Убинского. В 2010 году мы ставим задачу обеспечить школы таким техническим оборудованием, которое позволит говорить о дистанционном обучении. В том числе — детей с ограниченными возможностями здоровья. Задача вполне реальна: вооружить ноутбуками всех детей данной категории и создать школу дистанционного обучения. Или на базе уже существующей школы, или как отдельное учреждение.

Проведение в жизнь реформ осложняется тем фактом, что количество учителей продолжает уменьшаться: если три года тому назад насчитывалось 24 тысячи педагогов, сегодня их стало на две тысячи меньше. Среди тех, кто трудится в школах, всего 5% являются молодыми специалистами. Людей пенсионного возраста среди учителей — 16%, а если к ним добавить пожилых педагогов, цифра возрастет в разы. Представителям старшего поколения гораздо сложней перестраиваться, переходить на новые позиции, участвовать в экспериментах.

— Привлечь молодых специалистов в районные школы нам пока не удается, — говорит Владимир Иванов. — Общаясь с выпускниками НГПУ, я пришел к выводу, что на первое место они ставят даже не размер заработной платы. В маленькой деревне молодому человеку просто не с кем общаться, ведь даже в учительской среде его будут окружать большей частью пенсионеры. Среда общения очень важна, и этот фактор надо учитывать.

А в целом Год учителя — хороший повод поговорить о трудностях, о достижениях, позаботиться о престиже педагогической профессии.

— Нам предстоит серьезная работа в каждой школе, в каждом районе, — поясняет Владимир Иванов. — Мы обсудим, какое место занимает педагог в сегодняшнем мире. Тема, в рамках которой можно поговорить о самых разных проблемах — как учительских, так и по отношению к учительскому составу. Работать в школе должен тот, кто может, кто хочет, у кого это получается. А люди посторонние, равнодушные должны быть постепенно выведены из школ.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: