Кто грамоте горазд?

Кто грамоте горазд?
«О чем задумалась? Почему изложение не пишешь?» — «Не знаю, как слово правильно написать — «медмедь», «ведмедь» или «медведь»...» Такую сценку из школьного детства рассказывала моя мама, вспоминая учительницу русского языка и то, с каким трудом младшеклашки послевоенных лет осваивали грамоту.

«О чем задумалась? Почему изложение не пишешь?» — «Не знаю, как слово правильно написать — «медмедь», «ведмедь» или «медведь»...» Такую сценку из школьного детства рассказывала моя мама, вспоминая учительницу русского языка и то, с каким трудом младшеклашки послевоенных лет осваивали грамоту. Как не посочувствовать ребенку, перебирающему в памяти словесные корни, каждый из которых вполне мог бы иметь отношение к таежному зверю? «Ведение», «мед»… Всезнающего Интернета, который дал бы подсказку, тогда не было.

Каков уровень грамотности сегодняшних школьников, к услугам которых различные умные программы, готовые исправлять, редактировать  тексты? Педагоги жалуются, что результаты предэкзаменационных тестов не слишком утешительны, и приходят к выводу: раньше было лучше.

Кто-то винит во всем Интернет, где подростки зависают часами и порой даже щеголяют своей нарочитой безграмотностью. Кто-то уверяет, что все эти «лутче», «гастробайтеры» и «медведы» с «преведами» — всего лишь форма протеста против занудствующих грамотеев, обожающих разливать по формочкам скудные трафаретные мысли. А может, бурный ритм современной жизни не дает нам возможности задумываться над каждым написанным словом? Потому и рождаются такие «интертрепации» текстов, что просто «ужос», «памагити-караул».

Казалось бы, мотивы работать над собой и повышать уровень грамотности очевидны. Например, если человек ищет работу, связанную с общением, заполнением документации, или стремится, чтобы друзья правильно понимали его мысли. Отправляя СМС-сообщение «Встретимся в пол один», можно ли быть уверенным, что послание расшифруют и свидание состоится?

Эксперты говорят, что у людей, знающих два языка и больше, редко бывают проблемы с правописанием. Получается, нужно учить языки и читать книги. Именно книги, а не глянцевые журналы, бьющие по глазам «веселыми картинками». И необязательно — в бумажном варианте. Ведь, вопреки популярному мнению, Интернет — это не глобальная помойка, а библиотека мира, и черпать из нее может каждый кто владеет элементарными навыками поиска.

Но тут опять возникает вопрос: чем объяснить пассивность людей, их нежелание искать и черпать, ведущее к добровольной безграмотности? Ленью и нелюбопытством?

В XIX веке чернокожие рабы мечтали обучиться чтению и письму, а хозяева запрещали им это делать: боялись, что в процессе чтения у рабов появится стремление к свободе и независимости. Как показала история, правильно боялись. Сегодня мы немножко «дегидрируем». К чему это приведет? Со временем увидим.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.