Баланс желаемого и возможного

Баланс желаемого и возможного
«Когда денег мало, то как делить их — поровну или по-честному?» — задал риторический вопрос депутат Законодательного собрания Новосибирской области Юрий Зозуля на заседании комитета области по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности.

Самый массовый наказ избирателей, по реализации госпрограммы «Чистая вода», остается в повестке регионального парламента

«Когда денег мало, то как делить их — поровну или по-честному?» — задал риторический вопрос депутат Законодательного собрания Новосибирской области Юрий Зозуля на заседании комитета области по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности.

Обсуждали на этот раз бюджетные коррективы: доходы областного бюджета предложено увеличить на 637 миллионов рублей за счет безвозмездных поступлений. С учетом этого доходная часть на 2016 год составит 106 миллиардов рублей. Расходную планируется увеличить на 1 миллиард 138,5 миллиона, и общий ее объем вырастет до 112,5 миллиарда рублей.

Будущее оставляет надежду
Необходимость внесения этих изменений совпала еще с одним плановым обсуждением: в повестке комитета стоял «чувствительный» вопрос о проекте программы наказов избирателей. Истекли отведенные на ее формирование 200 дней, и на сессии предстоит этот документ утвердить.

Острота обсуждения темы была обусловлена тем, что «доходные» изменения в бюджет не коснулись программы исполнения наказов. И особенно самого массового из них, связанного с реализацией госпрограммы «Чистая вода». Заместитель председателя комитета Валентин Сичкарёв напомнил о рекомендации комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам включить в постановление сессии о бюджете отдельный пункт: при дальнейших корректировках увеличить финансирование госпрограммы «Чистая вода». Это, по крайней мере, оставляет надежду, что она будет продолжена, хотя финансирование на ближайший год практически свернуто.

Депутаты настойчиво обращали свои вопросы к членам правительства, участвовавшим в заседании комитета. Можно ли в принципе рассчитывать, что изменения бюджетных обстоятельств повлияют на программу наказов? Удастся ли депутатам, как они выразились, прямо и честно смотреть людям в глаза или груз невыполненных обязательств сделает диалог о нуждах населения бессмысленным?

При разности мнений, острой полемике и резких заявлениях председатель комитета Александр Морозов, пожалуй, наиболее точно выразил общее итоговое мнение: «Наказы — один из эффективных инструментов нашей работы, и об отказе от него не может быть и речи». Это стало ответом на сказанные в полемическом запале слова Юрия Зозули: «Может быть, вообще убрать эту программу наказов? Зачем мы их собираем, если не в состоянии выполнить? Что мы скажем людям? «Спасибо за вашу активную позицию, которая выразилась в формировании наказов, но от этого ничего не изменится»?»

По обновленному закону
Справедливости ради надо сказать: новосибирские депутаты, в 2000 году одними из первых в стране принявшие закон о наказах избирателей, прекрасно осведомлены, что с тех пор изменилось очень многое. И каждый избранник в своем округе сделал немало в ответ на пожелания местных жителей.

Так, в прошлом созыве депутаты получили просьб и обращений в материальном выражении на общую сумму около 60 миллиардов рублей. На их реализацию из областного бюджета было затрачено более 20 миллиардов рублей. При всей очевидности неплохого результата в ходе работы пятого созыва Законодательного собрания депутаты все равно поднимали вопрос о сложностях выполнения наказов и недостаточности финансирования. Его пропорции, целесо­образность, особенности городских и сельских проблем — все эти темы, можно сказать, прописались в повестках обсуждений всех форматов: они звучат на заседаниях рабочих групп, комиссий, комитетов, сессиях…

К сожалению, в последнее время бюджетные обстоятельства во многом изменились, чаще не в лучшую сторону, а число наказов только растет. Этот факт можно толковать двояко, но вместе с тем следует признать очевидное: интерес избирателей к этой форме общения со своими избранниками обусловлен ее эффективностью, поэтому она и пользуется популярностью.

По принятому и обновленному закону «О наказах избирателей депутатам Законодательного собрания Новосибирской области» депутаты стараются повысить эффективность реализации наказов избирателей в изменившихся условиях формирования областного бюджета. Если раньше принцип был точечным, то теперь — программно-целевой. Это значит, что в областном бюджете не предусмотрено отдельных объектов социальной инфраструктуры — стадионов, больниц, детских садов, школ, которые строились бы по наказам избирателей. Все это теперь — в соответствующих государственных и ведомственных целевых программах. При этом реализация оказывается более гарантированной, поскольку соответствует плану социально-экономического развития области.

Сверстанная программа выполнения наказов уже демонстрирует, как они могут быть объединены в тематические блоки и решаться в качестве проблемы общерегионального уровня в сферах здравоохранения, образования, возведения спортивных объектов, строительства дорог, газификации, водоснабжения и так далее.

Комитет принял решение внести в постановление апрельской сессии дополнительный пункт: «При очередных бюджетных корректировках выделить средства на госпрограмму «Чистая вода».

КОММЕНТАРИИ
Андрей ШИМКИВ, председатель Законодательного собрания Новосибирской области:
— Больше десяти процентов годового бюджета области вряд ли получится выделять на наказы. Поэтому мы разработали «дорожную карту» реализации всех наказов на ближайшие семь — десять лет. Каждый объект учтен, оцифрован, определены первоочередные направления.

Александр МОРОЗОВ, председатель комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности:
— Мы предлагаем зафиксировать программу «Чистая вода» в постановлении сессии как стратегическое направление, чтобы в дальнейшем ее финансирование было увеличено.

Игорь УМЕРБАЕВ, заместитель председателя комитета по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению:
— Считаю, что механизм реализации пожеланий избирателей достаточно действен. Принятый закон о наказах регламентирует контакты депутатов с региональными министерствами, и сов­местно можно выстраивать очередность выполнения наказов избирателей.

Олег СУВОРОВ, заместитель председателя комитета по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям:
— Проблемы выполнения наказов были всегда. Мы вправе ежегодно пересматривать выделяемые на это расходы, но я считаю целесообразным также создать специальный фонд, который можно наполнять из разных источников.

Ирина ДИДЕНКО, заместитель председателя комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности:
— Нужно выстроить алгоритм взаимодействия депутатского корпуса и правительства в части приоритетности реализации наказов внутри округов, аргументированно обосновывать необходимость включения в расходную часть бюджета их исполнения.

Валентин СИЧКАРЁВ, заместитель председателя комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности:
— Ни один вопрос не стоит в области так остро, как проблема качества питьевой воды. При формировании проекта программы наказов избирателей эту тему поднимал каждый депутат сельских округов.

Дмитрий КОЗЛОВСКИЙ, заместитель председателя комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам, председатель комиссии по наказам:
— Нужно постоянно искать новые возможности реализации наказов: возможно, иногда стоит и взять кредиты, обратиться к нашим депутатам в Госдуме, чтобы нас не забывали при формировании федеральных программ. Не исключаю и помощь инвесторов.

СПРАВКА
Наказы избирателей — одобренные собраниями избирателей и имеющие общественное значение предложения кандидатам в депутаты Заксобрания, направленные на улучшение деятельности органов местного самоуправления, органов государственной власти по вопросам экономического, социального и культурного развития населенного пункта, района, области, обеспечения жизни и деятельности населения.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.