Завод «Экран» переманивает клиентов у китайских производителей

Завод «Экран» переманивает клиентов у китайских производителей
Вопреки общей негативной тенденции в экономике и непосредственно в стекольной промышленности ново­сибирский завод «Экран» наращивает объемы, расширяет ассортимент и географию продаж, переманивая клиентов у китайских производителей. Парадокс?

Как новосибирские стекольщики отвоевывают рынок у конкурентов из Китая и создают индустриальный парк

Вопреки общей негативной тенденции в экономике и непосредственно в стекольной промышленности ново­сибирский завод «Экран» наращивает объемы, расширяет ассортимент и географию продаж, переманивая клиентов у китайских производителей. Парадокс?

Плоды модернизации
Ни для кого не секрет, что сегодня многие, если не все, отрасли экономики находятся в глубоком кризисе. И, как ни печально, стекольная промышленность в этом смысле не представляет собой исключения.

012-04-02.jpg

— К сожалению, рынок сегодня профицитный, и тому много причин, — рассказывает председатель совета директоров ОАО «Завод «Экран» Павел Бобошик. — С одной стороны, из-за санкций, наложенных на Россию, пищевая промышленность испытывает некоторый подъем, но при этом предприятия стараются постепенно уходить от стеклянной тары, так что спрос на нее падает. В связи со снижением уровня жизни населения наблюдается резкое падение спроса на алкоголь — как на крепкий, так и на пиво. И это притом, что предприятия, выпускающие спиртное, — наши основные партнеры. Цены на газ, тепло, электроэнергию, а также на сырье постоянно растут. Производителям в этом случае остается одно — демпинговать и ждать, пока слабейшие уйдут с рынка.

Тем не менее «Экран» сдаваться не собирается. Три года назад на заводе приступили к реализации масштабной программы модернизации, и сделать удалось немало. По словам Павла Бобошика, на предприятии обновили две стекловарочные печи, в ближайшей перспективе — увеличение объемов производства и расширение ассортимента. Здесь будут производить так называемые облегченные бутылки, а также тару непривычных цветов, например голубого и розового.

Такого в Сибири пока не делает никто. Кроме того, за три года удалось существенно повысить качество выпускаемой продукции.

— Если раньше наши потребители оценивали качество в 60–70 баллов по 100-балльной шкале, то теперь этот показатель достиг 90, — отмечает Бобошик. — И еще один существенный момент: в прошлые годы 62 процента наших клиентов были из Новосибирской области, сегодня их 75 процентов от общего числа. Это наш вклад в экономику региона. Удалось расширить и географию продаж: нашу бутылку приобретают не только в области, но и в других регионах Сибири и на Дальнем Востоке, а также в Казахстане. В нынешнем году к числу потребителей добавятся предприятия Монголии. Но это не значит, что у нас нет проблем.

Дешевле, чем в Китае
Причем проблемы эти носят системный характер. Как рассказывает генеральный директор завода Андрей Яковлев, мощность предприятий отрасли вдвое превышает потребности рынка, поэтому половина российских стекольных заводов попросту простаивают. Если говорить о Сибири, то завод в Омске стоит, предприятие в Северске Томской области выпускает всего лишь 150 миллионов бутылок в год, тогда как «Экран» в 2014 году произвел 328 миллионов единиц продукции.

012-04-01.jpg

— Чтобы развитие продолжалось, нам необходимо решить целый ряд задач, — подчеркивает Яковлев. — Во-первых, нужно поднять производственные показатели. В нынешнем году планируем нарастить объем выпуска на 30 процентов и довести его до 450 миллионов штук в год (это половина всей потребности Сибири и Дальнего Востока), увеличить производительность труда на 10–20 процентов, а также снизить себестоимость продукции. Снижение себестоимости планируется в первую очередь за счет сырьевой компоненты: мы хотим использовать местное сырье, а не возить песок из европейской части России, как сегодня. Кроме того, стремимся увеличить процент используемого стеклобоя: сегодня это около пятой части от общего количества сырья, тогда как в Европе показатель составляет около 80 процентов, а в Японии — все 90.

Будет продолжена инвестиционная программа. Так, в нынешнем году на предприятии планируют вложить 200 миллионов рублей в дополнительную производственную линию, что даст возможность выпускать цветную бутылку. Эта продукция весьма востребована. Общий объем инвестиций составит около 300 миллионов рублей. Также предстоит активный поиск новых рынков сбыта. Вполне возможно, что это будет Китай: из-за падения национальной валюты себестоимость российской бутылки составляет четыре рубля, китайской — восемь. Даже если учесть расходы на транспортировку, экспортировать продукцию будет выгодно.

Индустриальный парк: старт дан
И еще одна хорошая новость: вполне вероятно, в недалеком будущем на территории промышленной площадки завода «Экран» будет создан индустриальный парк.

— Мы планируем до конца нынешнего года сертифицировать его. Думаю, процесс займет 8–10 месяцев. Дело в том, что сертификацию можно пройти только после анализа соответствия организационно-правовой и экономической составляющей промплощадки ГОСТу Р 56301-2014 «Индустриальные парки. Требования», — рассказывает Павел Бобошик. — Под индустриальный парк будет выделено от 10 до 28 гектаров, сейчас этот вопрос решается. Согласно нашей оценке, на первоначальном этапе инвестиции в развитие промышленной площадки составят около 50 миллионов рублей. Затем, на протяжении двух-трех лет, объем вложений может достичь примерно 180 миллионов рублей.

В числе мер, которые предстоит реализовать в периметре промплощадки, Павел Бобошик назвал концентрацию подразделений, связанных между собой комплексностью технологических задач и процессов по изготовлению стеклотары. Например, перемещение станочных мастерских в корпус стекольного комплекса позволит освободить 3 000 квадратных метров производственных площадей, на которые есть спрос со стороны арендаторов. В перспективе «Экран» будет готов взять на себя снижение негативных последствий для окружающей среды от производственной деятельности компаний-резидентов, для чего в рамках проекта индустриального парка намерен вложить суммарно более 20 миллионов рублей в течение одного-двух лет в дооснащение станции очистки сточных вод.

012-04-03.jpg

— Для нас индустриальный парк станет отдельным видом бизнеса, в качестве управляющей компании «Экран» начнет обслуживать резидентов, — говорит Павел Бобошик. — Арендаторы получат немало выгод: им станут доступны дешевые кредиты ведущих российских банков, также будут определенные налоговые льготы. Полагаю, это станет нашим вкладом в масштабную программу реиндустриализации Новосибирска.

Добавим, что сегодня на промышленной площадке «Экрана» в 31,8 гектара уже размещаются производственные мощности более 170 арендаторов, крупнейшие из них выпускают упаковочные материалы для пищевиков. Занято 92 процента территории промплощадки. Заполняемость на этом уровне сохраняется уже три года, несмотря на экономический кризис, влияющий на ротацию арендаторов.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.