Педагогика: искусство, наука, стандарт?

Педагогика: искусство, наука, стандарт?
Телезрители постарше хорошо помнят золотые дни педагогической науки, когда по центральным каналам транслировались и собирали миллионную аудиторию передачи, посвященные выдающимся представителям этого поистине святого дела.

Аналитические программы на ТВ могут быть захватывающими, как детектив

Телезрители постарше хорошо помнят золотые дни педагогической науки, когда по центральным каналам транслировались и собирали миллионную аудиторию передачи, посвященные выдающимся представителям этого поистине святого дела.

Закончилось это движение 60–80-х годов прошлого века, как это нередко бывает, на подъеме — ровно тридцать лет назад принятием манифеста «Педагогика сотрудничества». К сожалению, дальнейшие события помешали развитию идей, заложенных в нем. Общество в очередной раз устремилось ломать и строить собственные основы. Поэтому наше внимание привлек один из последних выпусков программы Александра Архангельского «Тем временем» на телеканале «Культура», посвященный этой круглой, но, увы, не ставшей в общественном сознании важной дате.  

Анонсируя передачу, телеканал назвал заметку о ней «Победа безнадежного дела», из-за критической направленности явно подразумевая слово «победа» тоже в кавычках. В том давнем манифесте педагогов-новаторов были высказаны прорывные идеи в сфере школьного образования. Идеи, которые родились из опыта талантливых учителей, работавших «под колпаком» идеологии, но сумевших гуманизировать советскую школу. Почему у них получилось? Что это было — чудо, случайность или странная закономерность? Вопросы не из простых, и тем не менее участникам передачи удалось на многие из них ответить.

В программе приняли участие: Владимир Собкин, академик Российской академии образования (РАО); Александр Сидоркин, директор департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ; Виктор Болотов, академик РАО; Артём Соловейчик, главный редактор издательского дома «Первое сентября»; Мария Майофис, научный сотрудник Школы актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС; Татьяна Ковалёва, профессор МПГУ. Разговор получился интересный и содержательный. Ученые и практики, в чей компетентности не приходится сомневаться, одну за другой вскрывали причины феномена свободомыслия, казалось бы, в самые глухие советские времена. Это может показаться странным, но, по мнению участников дискуссии, отсутствие в Советском Союзе активной политической жизни и бизнеса как такового (где позже смогли реализоваться многие наши креативные современники) в ту эпоху сделало доброе дело, поспособствовав созданию действительно интересной авторской педагогики. Сегодня же, по мнению собравшихся в студии, насильственно насажденный ЕГЭ, который был задуман всего лишь как дополнительный инструмент проверки знаний, превратился «вдруг» в сущего монстра-душителя современной педагогической науки.

Не первый раз замечаем, что команде телеканала «Культура» и Александру Архангельскому удается собирать в этой программе по-настоящему интересных и умных собеседников и главное — вести разговор без характерных для многих других ток-шоу митингового крика и невразумительной демагогии. Вполне возможно, как раз потому, что педагогика как наука все-таки жива, здравствует и еще расцветет в новой России.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.