Ректор СГУПС: Четвертый мост в центре Новосибирска дешевле и экологичнее

Ректор СГУПС: Четвертый мост в центре Новосибирска дешевле и экологичнее
Будет ли построен четвертый мост в Новосибирске? Если область получит федеральный грант, то да. Новосибирцы ждут: какое решение примет Москва?Тема строительства четвертого моста стала едва ли не самой обсуждаемой в регионе. Почему он так важен, сказано немало.

Будет ли построен четвертый мост в Новосибирске? Если область получит федеральный грант, то да. Новосибирцы ждут: какое решение примет Москва?

Тема строительства четвертого моста стала едва ли не самой обсуждаемой в регионе. Почему он так важен, сказано немало. О том, какие проблемы могут возникнуть, если проект не будет реализован в ближайшие годы, и на основании чего выбрано место под строительство моста — в нашей беседе с ректором Сибирского государственного университета путей сообщения Алексеем МАНАКОВЫМ.

Нужно как минимум семь
— Алексей Леонидович, проект моста дорогой, без федеральной поддержки регион просто не потянет такое сооружение. Но на кону стоит очень многое. Каков главный аргумент в пользу новосибирского проекта?

— Для Новосибирска этот мост очень важен, об этом говорят не только исследования, которые проведены в нашем университете, но и работы других специалистов, например, экспертов из Санкт-Петербурга. Пару лет назад они приезжали и озвучивали мнение, что для города, который расположен равными долями на разных берегах одной реки, необходимо не два, не три и даже не четыре, а как минимум семь мостовых переходов. То есть четыре моста — это не роскошь для Новосибирска. Он активно развивается и является крупнейшим муниципальным образованием в Российской Федерации, третий по количеству населения город в стране. Вопрос необходимости реализовывать данный проект вообще не стоит. Каждый здравомыслящий человек это понимает.

— Какие проблемы решит четвертый мост, а какие, может быть, создаст?

— Проект освободит Димитровский мост, который сейчас загружен свыше допустимых пределов, и позволит всем мостовым переходам города работать полноценно, с той пропускной способностью, которая необходима. Другими словами, ввод в строй этого объекта позволит гармонизировать транспортное сообщение между левым и правым берегами областного центра.

103-03-01.jpg

Ректор Сибирского государственного университета путей сообщения Алексей МАНАКОВ

Проект дешевле и экологичнее
— Выбранный створ для четвертого моста не единственно возможный вариант. Чем он лучше других?

— Действительно, существует несколько предложений по выбору створа для моста, которые могут быть реализованы в Новосибирске. Например, заельцовский створ. Многие считают, что сейчас стоило бы направить ресурсы на развитие данного проекта, но могу сказать, что в данный момент город к этому не готов. Во-первых, строительство его обойдется значительно дороже, чем строительство моста через Обь в выбранном створе, во-вторых, количество экологических проблем, с которыми столкнутся строители при реализации заельцовского проекта, в разы больше. Как драйвер развития левобережья данный проект, конечно, надо иметь ввиду, но, повторюсь, пока не в самом ближайшем будущем.

Надо понимать, что мосты не предлагают строить наобум, существуют детально выверенные методики, по ним работают специалисты, есть специальные транспортные модели, на которые ориентируются крупнейшие муниципалитеты России и мира. Есть такая модель и в Новосибирске. По ней видно, где и в какой момент должен появиться тот или иной объект транспортной инфраструктуры. Просчитано все до мелочей: можно или нет перекрывать ту или иную улицу, как это повлияет на транспортную доступность какого-то конкретного микрорайона... Для городов с населением более миллиона человек просто необходимо заниматься таким научным прогнозированием, научно сопровождать решения, которые принимает администрация.

«Загляните в генплан»
— Если представить наш город лет через 15, как будут выглядеть его транспортные потоки?

— Все масштабные стройки, мостовые сооружения определены генпланом, сформированным много-много лет назад. Генеральное планирование начато в нашем городе еще в 40-е годы прошлого века, уже тогда обсуждалось, сколько и где надо строить мостовые переходы. Единственный момент, который мы упустили, — это строительство скоростных дорог по руслам наших рек — Ельцовки и Каменки. На каких-то участках такое строительство произвести уже не удастся, потому что они застроены. Конечно, в будущем облик города очень изменится. Если хотите знать, как именно, загляните в генплан.

— Реально ли вообще когда-либо гармонизировать транспортные потоки в Новосибирске, городе с такой непростой географией?

— Надо сказать, география у нас не самая худшая. Самара, к примеру, в транспортном отношении еще более проблемна, она растянулась более чем на 80 километров вдоль Волги, и есть территории, где организовать нормальное транспортное сообщение просто нереально. Есть Ростов-на-Дону, где весь город пересекает транспортная магистраль на одном уровне. Всем транспортникам понятно, что это крайне не­удобно и малоперспективно для развития транспортных потоков. У нас Транссиб, слава богу, в двухуровневых развязках еще с 60-х годов.

103-03-03.jpg

Фото с сайта novosib.spravker.ru

Зеленый свет общественному транспорту
— На ваш взгляд, какие транспортные проблемы столицы Сибири сейчас наиболее актуальны?

— Есть много простых решений, которые могут улучшить транспортную ситуацию, но надо этим заниматься. Необходимо убирать пешеходные переходы с проезжей части и удешевлять технологию их строительства. Надо минимизировать количество большегрузного транспорта. Приоритет общественного транспорта в городе должен быть непререкаем. Необходимо развивать городские железные дороги. Они облегчат доступ к новым жилым массивам, расположенным далеко от центра города.

Строительством просто дорожно-уличной сети мы все транспортные проблемы мегаполиса не решим. Должна быть комплексная программа, где есть и трамвай, и железнодорожный, и другой пассажирский транспорт. Время, которое тратится в пробках, — это не просто усталость людей, это потери бизнеса, финансовые потери.

КСТАТИ
Существует мнение, что Бугринский мост не загружен в полную силу, а потому необходимости строить что-то еще нет. Наш собеседник с этим категорически не согласен. «Всегда найдутся критики, которые будут говорить, что все не так, — говорит Алексей Манаков. — Все у нас специалисты по здоровью, образованию, развитию транспорта. Третий мост загружен не на всю проектную мощность, он пропускает только 50 тысяч машин в сутки, но грамотный эксперт никогда не стал бы говорить, что проект не удался. Со­оружение такого уровня начинает работать эффективно только через год или два после запуска. К тому же, и об этом также не надо забывать, проект третьего моста еще не завершен. Предусмотрен второй этап его развития, будут новые эстакады и развязки. В конструкциях моста предусмотрены выходы через железнодорожное полотно на улицу Кирова и другие улицы. Непонятно, почему об этом говорят так мало».

СПРАВКА
Проект четвертого моста прошел государственную экспертизу. Конкурс на строительство в Новосибирске намерены объявить весной 2016 года. Федеральный грант мог бы компенсировать до 85 процентов затрат и снизить инвестиционные риски для будущего концессионера моста.
Техническая готовность проекта составляет 100 процентов. Окончательная смета еще не известна, по предварительным данным, строительство сооружения оценивается в 25 миллиардов рублей. При условии получения софинансирования из федерального бюджета мост начнут строить уже в следующем году.
Как сообщили в управлении проектных работ «Стройпроекта», возведение моста разделено на два одновременных этапа: сооружение шестиполосного мостового перехода длиной 1,5 километра и левобережной транспортной развязки. Проект предусматривает 22 пункта оплаты проезда, развязку на правом берегу с выходом на Южную площадь, тоннели для путей Транссибирской магистрали и 1,17 километра эстакады от улицы Станционной в Ленинском районе.

Материалы на эту тему
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.