Поймём ли мы когда-нибудь друг друга?

Поймём ли мы когда-нибудь друг друга?
Стокгольм по численности населения вполне соизмерим с Новосибирском, а сверх того основательно, как и большинство европейских столиц, забит туристами. Одни только китайцы попадаются в его центральной части на каждом шагу, прогуливаясь небольшими группами — человек по восемьдесят…

Стокгольм по численности населения вполне соизмерим с Новосибирском, а сверх того основательно, как и большинство европейских столиц, забит туристами. Одни только китайцы попадаются в его центральной части на каждом шагу, прогуливаясь небольшими группами — человек по восемьдесят…

При этом никаких тебе явных столпотворений и давок в общественных местах, никаких «долгоиграющих» пробок на дорогах — как-то все просторно, чинно, гармонично. Впечатление, что окружающее пространство само под тебя подстраивается, хитро гнется: лишь бы твоему движению не помешать, лишь бы уехал ты отсюда в полном ментальном ауте: ну как же так?

Город-миллионник, конечно, здорово разгружает очень-очень разветвленная сеть метрополитена (Tunnelbana). И — тут уж мы в проигрыше по объективным причинам — вода. Предки шведов некогда выбрали для своей будущей столицы удивительное место среди почти 25 тысяч островов, больших и маленьких. Всевозможные кораблики, паромы, катера — сегодня все это входит в систему местного городского общественного транспорта. Выбрал нужный маршрут — и в путь!

Но пуще, чем особенности ландшафта, здесь потрясает другое. Потрясает порой до смущения и злости. Ну, например… Мотаясь по Скандинавии, мы с мужем тем же городским транспортом раз восемь проехали бесплатно. Не потому, что решили грубо воспользоваться доверием благословенных стран (в подавляющем большинстве случаев никто там не контролирует, платишь ты или нет). Просто запутались в местной системе расчета: до такой-то остановки надо купить незнамо где определенное (разберись, какое) число купонов, которые действительны в течение такого-то времени, причем по одной их пачке, говорят, можно ехать вдвоем или целой толпой…

Неоднократно мы на конечных остановках автобусов честно признавались водителям: мол, туристы мы, и что к чему тут у вас, пока не поняли, но можем вам прямо сейчас заплатить! Те культурно отнекивались: мол, ничего страшного. Не обеднеем. И денег не брали.

А в стокгольмском трамвае, который считается там уникальным видом транспорта, курсирует по одному-единственному маршруту и даже собственного кондуктора имеет, вышло вовсе странное кино. Мы уже протянули наличные, чтобы рассчитаться, как кондуктор, спешно пошарив у себя в сумочке, с виноватой улыбкой развел руками: «Сорри! Ноу тикетс…» Стало быть, билеты у него кончились. А раз так, то надо вернуть клиенту деньги, провезти его, как у нас говорят, на халяву и обязательно извиниться. Конечно, мы разозлились («Ну как же так???»), но виду не подали. Врожденная склонность к благодарности заставила меня обыскать собственные карманы и рюкзачок: на скромный подарок-бонус от русского туриста тянула разве что завалявшаяся десятирублевая монета. «Литл презент фо ё кайнднесс», — говорю, улыбаясь парню в тон. С ломаного английского это можно перевести как «Маленький подарок за вашу доброту». И протягиваю ему находку.

«Литл презент» он, конечно, взял. Но не сразу. Видели бы вы на его лице эту вселенскую растерянность! Явно не понял, что произошло, почему кто-то ему что-то презентует «ни за что», о какой доброте вообще речь, если ведет он себя самым банальным — с его шведской точки зрения — образом. «Ну как же так?» — читалось на лице кондуктора. А вот так! Воистину попытки друг друга понять, их и наши, остаются темой неисчерпаемой…

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.