Давайте жить честно

Давайте жить честно
Правительство Новосибирской области, представители грузоперевозчиков и грузоотправителей, органы местного самоуправления и ГИБДД заключили соглашение, направленное на повышение сохранности автомобильных дорог общего пользования. Проект договора преподносится как неординарная мера повышению правового сознания и профессиональной культуры...

В регионе подписано уникальное по меркам России соглашение, регулирующее взаимоотношения в сфере перевозки грузов и сохранности дорог

Правительство Новосибирской области, представители грузоперевозчиков и грузоотправителей, органы местного самоуправления и ГИБДД заключили соглашение, направленное на повышение сохранности автомобильных дорог общего пользования.

Проект договора, разработанный региональным министерством транспорта и дорожного хозяйства, преподносится как неординарная мера по повышению правового сознания и профессиональной культуры грузоотправителей и грузоперевозчиков. Корреспондент «Советской Сибири» попытался узнать, насколько велики шансы, что соглашение будет безукоризненно выполняться.

После первого прочтения формулировки и целей этого документа возникает много вопросов, главный из которых: из-за чего, собственно, весь сыр-бор? Ведь по сути, что и указано в пояснении к договору, соглашение касается «выполнения взаимных обязательств по соблюдению установленных действующим законодательством требований к нормам загрузки транспортных средств и перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог общего пользования в Новосибирской области». Казалось бы, есть нормы законодательства: соблюдайте их — и все нормально. Более расширенные объяснения перед официальной церемонией подписания соглашения дал губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий.

— Документ этот появился не вдруг, ему предшествовала серьезная подготовительная работа, — сразу подчеркнул глава региона. — Примерно три месяца назад мы уже встречались в таком составе, чтобы в режиме диалога высказать и взвесить наши взгляды и мотивы. То, что проблема перегруза транспортных средств существует, подтверждает статистика. Помимо избыточного разрушения дорог, это нередко приводит и к ДТП с серьезными последствиями. Работа над соглашением была непростой, но конструктивной, и я с удовлетворением констатирую, что все присутствующие стороны согласны с его окончательной редакцией.

Если говорить об уникальности соглашения, то в документе впервые оговаривается ответственность не только перевозчиков грузов, но и отправителей. Нередко это представители одной или близких друг другу компаний, но ведь если сказано грузить не больше определенного количества, значит так и нужно делать. А если нарушаешь, будь добр отвечать по закону.

С другой стороны, соглашение весьма компромиссное, показывающее готовность власти к гибким решениям. Можно было ни на йоту не отступать от буквы закона, но, как отметил губернатор, соглашение — это не политическое и не карательное действо, а попытка и бизнесу дать нормально функционировать, и дорожную сеть содержать в приемлемом состоянии. Сейчас после небольшого спада активизируются и строительная отрасль, и торговля, и автомобильный транспорт. Это порой единственный способ доставить груз до места назначения, не нарушая при этом нормы законодательства по загрузке.

Грузоотправители и грузоперевозчики региона, по крайней мере, та их часть, подписавшая соглашение, тоже заняли взвешенную и ответственную позицию. Ведь нередки случаи, когда в отношении государства идет просто неприкрытый шантаж, как это было после недавнего совещания в Москве на площадке ассоциации «Радор» (территориальных органов управления автомобильными дорогами). Там представители 55 регионов России обсудили и одобрили введение с 1 ноября 2015 года платы за проезд по федеральным дорогам для транспортных средств массой свыше 12 тонн. Цену установили на уровне 3,7 рубля за километр. Для понимания: если из Барнаула в Новосибирск по федеральной трассе М-52 идет тяжело груженная продуктами фура (а в магазины известной алтайской сети таких машин ежедневно приходят десятки), то для нее сумма сбора составит чуть менее 800 рублей. Если раскидать эти деньги на несколько тонн груза, то надбавка на каждый условный килограмм получится поистине копеечной. Отправители же и перевозчики сразу обвинили членов «Радора» в «нечеловеческих» тарифах и сказали, что они непременно отразятся на конечной стоимости товаров и услуг. И надо полагать, ни на копейки… С одной стороны, на такой шантаж нужно отвечать жестко, с другой — можно проявить гибкость и умение договариваться.

Подводя итоги подписания соглашения, Владимир Городецкий, впрочем, четко дал понять, что никаких иллюзий нет и нарушения законодательства росчерком пера полностью не искоренишь. Поэтому власти будут в рабочем режиме проводить мониторинг выполнения соглашения, и не исключено, что через пару месяцев потребуется снова собраться и обсудить, что получается, а что нет. Но для тех, кто не понимает по-хорошему и попытается «проскочить», губернатор пообещал жесткие ответные меры.

Также было отмечено, что подписание соглашения не отменяет продолжения работ по увеличению количества стационарных и передвижных пунктов весового контроля, которых в регионе сегодня недостаточно для глобального контроля за передвижениями большегрузов.

ФАКТ
По подсчетам экспертов, урон, наносимый большегрузами российским дорогам, огромен: за один год он составляет порядка 2,6 триллиона рублей, притом что штрафные санкции не возмещают и десятой части этой суммы.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.