Когда дело пахнет инспекцией

Когда дело пахнет инспекцией
Приемная общественной жилищной инспекции полна посетителей. «Например, сегодня к нам обратился новосибирец и пожаловался, что практически весь первый этаж их жилого дома сдан в аренду некой организации. Та ведет деятельность, связанную с производством медикаментов.
У открывшейся на прошлой неделе в областном центре службы по работе с жалобами новосибирцев в сфере ЖКХ нет отбоя от посетителей

Приемная общественной жилищной инспекции полна посетителей. «Например, сегодня к нам обратился новосибирец и пожаловался, что практически весь первый этаж их жилого дома сдан в аренду некой организации. Та ведет деятельность, связанную с производством медикаментов. У жильцов дома большие проблемы, но контролирующие органы дают отписки», — сообщил Сергей Аверьяскин, исполнительный директор регионального центра «ЖКХ. Контроль — Новосибирск».

— Шум, специфичные запахи, транспортные заторы, поскольку устроенных подъездных путей к зданию нет, — продолжает пересказывать проблему Аверьяскин. — Сегодня мы начнем работу по этой ситуации: обратимся ко всем структурам, которые обязаны согласовывать размещение подобных объектов, с вопросом, допустимо ли такое.

Знать свои права
Подход, который используют общественники, прямо скажем, творческий или, если использовать определение Сергея Аверьяскина, «жесткий, но выверенный».

— Мы направим запрос в пожарный надзор: соответствует ли территория, отведенная этому предприятию, нормам? И уточним, что мы доведем ответ до сведения всех городских предприятий малого и среднего бизнеса. В Роспотребнадзор обратимся с вопросом по тем нормам, соблюдение которых контролируют они. Когда соберем все ответы, как кусочки пазла (а мы предполагаем, что контролирующие органы все-таки отметят нарушения), то с этим пакетом документов пойдем сразу в суд, — уточняет алгоритм действий Сергей Аверьяскин.

Но все-таки главная задача общественного контроля ЖКХ не защита прав собственников жилья в судах, она состоит в том, чтобы обучить их это делать самостоятельно.

— Наша цель — дать собственнику необходимый объем знаний для равного диалога с теми, кого он нанимает для управления, обслуживания и ремонта своего жилья, — считает исполнительный директор «ЖКХ. Контроль-Новосибирск».

Действительно, в сфере жилищно-коммунального хозяйства сложилась уникальная ситуация — люди оплачивают услуги управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций, однако не в силах воспользоваться своими правами заказчика услуг и порой напоминают крепостных крестьян в этой системе. Чаще всего им не хватает знаний.

Что такое «не скажу» и как с этим бороться
По опыту общественников, самые распространенные нарушения управляющих компаний — отсутствие отчетов, перерасчета и компенсаций за непредоставленные услуги, немотивированные тарифы по квартплате.

— Но самое главное нарушение — когда управляющая компания просто не отвечает на запросы граждан и не предоставляет информацию, — считает Сергей Аверьяскин.

Что делать, если УК не исполняет свои обязанности, хотя деньги за услуги честно взимает? Общественные контролеры напоминают, что первый шаг — это обращение в саму управляющую компанию с требованием предоставить отчет.

— Сейчас жилищное законодательство позволяет сделать это напрямую, без организации собрания собственников. Если ответ или не получен, или вас не устроил, то второй шаг — это обращение в органы жилищного надзора, — объясняет Надежда Ланцова, руководитель общественной жилищной инспекции.

Органы жилищного надзора — это Государственная или Муниципальная жилищные инспекции. Их задачи сходны: контроль жилищно-коммунального хозяйства. Отличия лишь в территориальности — городская жилинспекция, по словам общественников, работает в рамках своего муниципального образования и занимается теми зданиями, где есть муниципальная собственность. Полномочия Государственной жилищной инспекции Новосибирской области распространяются на территорию всего региона.

Эта инспекция в числе своих обязанностей, подробный список которых приведен на ее сайте по адресу: gji.nso.ru, имеет право проводить проверку использования, сохранности и технического состояния жилищного фонда, независимо от его формы собственности. Ее специалисты контролируют обоснованность установленных нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг, соблюдение порядка признания домов ветхими, аварийными или непригодными для проживания, своевременность оказания жилищно-коммунальных услуг по заявкам населения и выполнение предписаний по устранению выявленных нарушений.

Заметим, что это очень малая часть списка — на сайте жилищной госинспекции только в первом пункте «проводить проверки» насчитывается 23 подпункта.

Общество и контроль
Муниципальная и Государственная жилищные инспекции обмениваются информацией по итогам проверок — об этом заключено межведомственное соглашение. Однако если вмешательство специалистов этих учреждений проблему, по мнению граждан, не решило, к делу подключается общественный жилищный контроль.

— Мы можем обращаться во все инстанции: прокуратуру, СМИ, Общественную палату и привлекать внимание общества и власти к этой проблеме. Но, как правило, этого не нужно — управляющая компания сразу что-то делает уже на этапе получения нашего сообщения о том, что мы начинаем производить общественный контроль. Поскольку это скандал и привлечение ненужного управляющей компании внимания, — рассказывает исполнительный директор регионального центра общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства по Новосибирской области.

Зачем же нужны целых три жилинспекции? Сергей Аверьяскин считает, что только государственного контроля недостаточно, а взгляд населения на деятельность в жилищно-коммунальном хозяйстве может быть более объективным и реалистичным.

СПРАВКА
В июле 2012 года в соответствии с указом Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» на территории Новосибирской области создан региональный центр общественного контроля в сфере ЖКХ по Новосибирской области «ЖКХ. Контроль — Новосибирск».
В приемной общественной жилищной инспекции начала работу горячая линия по решению особо острых вопросов от граждан по нарушению их прав в сфере жилищного законодательства. Телефон горячей линии (383) 353-64-60.
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.