Бомбила на службе заказа такси

Бомбила на службе заказа такси
На прошлой неделе Госдума рассмотрела в первом чтении законопроект, согласно которому занятие незаконным извозом будет наказываться штрафом до 30 тысяч рублей плюс лишение водительских прав на срок до шести месяцев.

Федеральный законодатель намерен серьезно ужесточить наказание для нелегальных участников рынка таксомоторных пассажирских перевозок

На прошлой неделе Госдума рассмотрела в первом чтении законопроект, согласно которому занятие незаконным извозом будет наказываться штрафом до 30 тысяч рублей плюс лишение водительских прав на срок до шести месяцев.

Из пушки по воробьям
Пока борьбой с нелегалами, наряду с Госавтоинспекцией, занимается специальная межведомственная комиссия. В ее состав входят Автодорнадзор, налоговая инспекция и общественники.

Сергей Титов, временно исполняющий обязанности министра транспорта и дорожного хозяйства региона, сравнил рейды по борьбе с нелегалами с «ловлей на живца». Сотрудники ГИБДД, убедившись в факте получения бомбилой денег от пассажира, проверяют наличие у водителя лицензии. Если ее нет, то машина изымается до суда.

Пока максимально возможное наказание — штраф пять тысяч рублей. Лишь при повторном нарушении может быть применена конфискация транспортного средства — единственное действенное наказание для нелегальных таксистов, особенно в сельских районах.

— Люди вначале посмеиваются, спрашивая о величине штрафа. Но когда начинается опись имущества в машине и подгоняют эвакуатор, некоторым становится плохо, а кто-то грудью закрывает свою машину. Тогда человек понимает, что все серьезно. Он не знает, на какое время изымается машина, и думает: а что дальше? Человек с помощью машины извлекал доходы от перевозки пассажиров, а теперь на полтора-два месяца он этого лишается, — рассказал Сергей Титов.

Без контрольных закупок подтвердить, что перевозки коммерческие и незаконные, невозможно. Как рассказывают участники рейдов, люди объясняют свою деятельность так: «Это мой сосед, попросил до больницы довезти». Только при фиксации факта передачи денег появляется возможность что-то доказать.

Результат борьбы — 21 изъятое транспортное средство за пять месяцев этого года. В масштабах региона эта цифра выглядит не очень впечатляюще. «Это стрельба по воробьям из пушки, — уверена директор некоммерческого партнерства «Таксомоторные перевозчики Сибири» Ирина Зарипова. — Да, забирают машину, две недели штрафстоянки… Но все это для нарушителя бесплатно. Он должен лишь штраф».

Вызывали такси, а приехал нелегал
Увеличение штрафа поможет в борьбе с нелегальными извозчиками, уверен один из авторов законопроекта — первый заместитель председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслав Лысаков. Однако один из новосибирских нелегальных перевозчиков, против деятельности которого и направлены эти меры, считает иначе.

— Бомбилы уйдут с рынка в том случае, если такой штраф действительно будут брать. Но это вряд ли случится. Я плотно таксую уже года три, и за все это время меня ни разу не остановили с проверкой, — рассказывает наш собеседник, попросивший не называть свое имя.

Экономист по образованию сознательно ушел в нелегальный таксомоторный бизнес. Его средний заработок, если трудиться за баранкой в будни с семи утра до пяти вчера за исключением выходных, — 50 — 55 тысяч рублей. Заказы доставляют несколько популярных диспетчерских служб, с которыми он заключил договоры.

«Службы заказа такси» — так называют себя диспетчерские службы — принимают заявки и продают их таксистам. Стоимость услуг посредников кажется невысокой: в одной из диспетчерских служб это или 15 процентов от суммы заказа, или фиксированные от 28 до 40 рублей. Водители в поисках большего дохода предпочитают заключать договоры сразу с несколькими компаниями-посредниками, поскольку «минималка» в сетевых диспетчерских службах сравнительно невысока и обеспечивает стабильный поток клиентов. Именно низкая цена позволяет диспетчерским успешно конкурировать с классическим такси, владеющим собственным транспортом и ведущим бизнес легально.

Ломать или улучшать?
— Мы не проверяем наличие лицензии у водителей, которые заключают с нами договор, но пропагандируем легализацию среди водителей, — рассказывает директор службы заказа такси «Лидер» Вячеслав Шевченко.

Результатами борьбы с нелегалами в регионе он доволен. «На уровне здравого смысла», — так руководитель одной из крупнейших служб заказа такси оценивает ее ход. Депутатская инициатива, на взгляд Вячеслав Шевченко, легализации теневиков не поможет — нет ясных механизмов.

— Сложившуюся систему нужно не ломать, а улучшать. Эффективна для водителей и для потребителей ситуация заказа услуг с нашей помощью — значит, нужно придумать и механизм поступлений в казну. Мы готовы какую-то разумную сумму от стоимости заказа отдавать государству — нужно прописать механизм, который будет это регулировать. Но следует отдавать себе отчет, что эта нагрузка ляжет на конечного потребителя услуг, — считает он.

В том, что ушедший во второе чтение законопроект абсолютно неэффективен, с Вячеславом Шевченко согласна Ирина Зарипова. Правда, и службы заказа такси она откровенно осуждает, считает их рассадниками нелегальных перевозчиков. «Автор законопроекта проигнорировал все наши замечания, которые мы передали в Госдуму еще до первого чтения, — говорит Зарипова. — Повышение штрафов для физического лица ничего не изменит, нужно иметь дело с организаторами этого бизнеса, с диспетчерскими службами. Но в законопроекте не обозначено никакой ответственности для них и даже не прописано понятие диспетчерской службы».

Ирина Зарипова считает, что этот закон лоббирует интересы диспетчерских служб: «Его автор, депутат Вячеслав Лысаков, руководит ассоциацией «Национальный совет такси», исполнительный директор которой — глава одной из крупных диспетчерской служб», — заявляет она.

В интересах потребителя
Борьба бизнес-интересов сетевых диспетчерских служб и классических таксомоторных компаний, ведется ли она с привлечением депутатов Госдумы или обходится без них, потребителям на руку. Падение стоимости поездки отмечают все участники рынка, хотя относятся к этому по-разному. Классические перевозчики грустят, потребители радуются. Диспетчерские службы зарабатывают на комиссионных, поэтому им важны объемы заказов. А это обеспечивает низкая «минималка», которую службы заказа готовы поддерживать всеми способами, в том числе и лояльным отношением к нелегальным перевозчикам, согласным на меньшую оплату своего труда в силу значительно меньших затрат.

Понятно, что особое возмущение это вызывает у транспортников, ведущих свой бизнес по закону. Претензии очевидны — затраты легально работающих компаний выше, что ставит их в проигрышные условия по отношению к «черному» транспортному бизнесу.

Однако есть и минусы дешевизны для потребителя. Красиво звучащее латинское caveat emptor, в буквальном смысле означающее «пусть покупатель будет осмотрителен», намекает, что нелегальный извозчик не несет никакой ответственности за качество услуги. Здесь ничего не известно ни о техническом состоянии машины, ни о вменяемости и профессиональных качествах водителя. Риск, конечно, благородное дело, но большинство потребителей все же начинают задумываются не только о стоимости поездки, но и о своей безопасности и комфорте.

Сфера таксомоторных услуг — прекрасный пример, когда «невидимая рука рынка» самостоятельно пытается расставить все на свои места, что в России пока встречается редко. Большинство отраслей российской экономики занимают позицию «эй, Правительство!», если цитировать классиков.

— Нам, конечно, не хватает законодательной поддержки, но мы боремся за соблюдение закона теми методами, которые нам кажутся эффективными. Например, сейчас кемеровчане готовят иск против одной из служб заказа такси, в качестве обеспечительной меры на время разбирательств требуя отключения телефона диспетчерской, — рассказала Ирина Зарипова.

СОВЕТ МИНИСТРА

Сергей ТИТОВ, временно исполняющий обязанности министра транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области:
— Верный способ убедиться в том, что вы пользуетесь услугами легального перевозчика, — потребовать чек или расчетный кассовый ордер.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.