Перевозчики ответят за пассажиров

Перевозчики ответят за пассажиров
Одна из главных транспортных новостей января — вступление в силу закона 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика» (ОСГОП). Теперь пассажирам не придется обивать пороги судов, если они пострадали из-за неловкого маневра водителя. На что теперь может рассчитывать пассажир, получивший травму в общественном транспорте? Закон предусматривает выплаты за все виды травм — даже за ушибы. Страховщики не исключают того, что особо предприимчивые люди попытаются фальсифицировать травмы. Бороться с подлогами помогут медицинские учреждения: чтобы получить страховку, пассажир должен будет предъявить заключение врачей, проездной билет и заручиться показаниями свидетелей аварии.
За полученный в автобусе ушиб можно потребовать 2 000 рублей

Одна из главных транспортных новостей января — вступление в силу закона 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика» (ОСГОП). Теперь пассажирам не придется обивать пороги судов, если они пострадали из-за неловкого маневра водителя. На что теперь может рассчитывать пассажир, получивший травму в общественном транспорте?
Самолетом, поездом, автомобилем

Закон предусматривает выплаты за все виды травм — даже за ушибы. Страховщики не исключают того, что особо предприимчивые люди попытаются фальсифицировать травмы. Бороться с подлогами помогут медицинские учреждения: чтобы получить страховку, пассажир должен будет предъявить заключение врачей, проездной билет и заручиться показаниями свидетелей аварии.

Все эти защитные меры заработают в ближайшие недели. По словам директора филиала ООО «Росгосстрах» в Новосибирской области Олега Мясникова, закон об ОСГОП еще фактически не начал работать: ни одна страховая компания не получила лицензию на этот вид страхования. Пока лицензий нет, нет и страховых полисов, а значит, перевозчик сам должен возмещать пострадавшим ущерб — в рамках установленных законом сумм.

До введения ОСГОП в России не существовало единого закона, регулирующего ответственность всех перевозчиков. До 2013 года в законодательстве были предусмотрены разные страховые суммы. Так, авиапассажиру выплачивалось 2 миллиона 25 тысяч рублей в случае причинения ущерба жизни и 2 миллиона в случае причинения вреда здоровью. Пассажиры автомобильного транспорта получали 160 тысяч рублей в случае причинения вреда жизни и здоровью в соответствии с законом об ОСАГО. При крупных катастрофах — как с теплоходом «Булгария» — размер выплат определялся на государственном уровне.

Адекватные расценки
Теперь максимальный размер выплат любым пассажирам приближен к авиационным. В случае смерти родственники пассажира получат 2 миллиона 25 тысяч рублей. Вред здоровью оценивается в сумму от 2 000 (ушиб мягких тканей) до 2 миллионов рублей, если пострадавший получил I группу инвалидности. За килограмм багажа заплатят 600 рублей компенсации, но общая сумма за багаж не превысит 23 тысяч рублей.

— Это вполне адекватные расценки, если учесть, что имущество можно застраховать отдельно в добровольном порядке, а по жизни и здоровью установлены максимальные для российского законодательства лимиты выплат, — отмечает вице-президент ОСАО «Ингосстрах» Сергей Закройщиков. — Внушительный размер этих выплат подчеркивает важность человеческой жизни.

Для страховщиков установлен 30-дневный срок для выплаты страховых сумм или мотивированного отказа. При просрочке страховщикам придется выплачивать пеню — 1/75 часть ставки рефинансирования Центробанка от суммы ущерба или от страховой суммы при несвоевременном отказе. Если здоровью причинен тяжелый вред, пострадавший вправе получить предварительную страховую выплату. Для этого нужно написать соответствующее заявление, приложить к нему заключение врачей и описание случившегося. Страховщик должен выплатить предварительные 100 тысяч рублей в течение трех дней.

Закон как прорыв
Страховщики всецело поддерживают новый закон. Олег Мясников полагает, что ОСГОП обеспечит полноценную финансовую защиту пассажиров:

— Введение обязательного страхования ответственности должно заставить перевозчиков более ответственно подходить к контролю за техническим состоянием транспорта и иными моментами, которые могут послужить причинами для страхового события.

— Для страны в целом закон об обязательном страховании ответственности перевозчиков перед пассажирами имеет огромное социальное значение, — считает Сергей Закройщиков. — Он формирует механизм получения выплат, так необходимый пострадавшим гражданам. Раньше в случае травмы пассажир мог добиваться правды через суд и требовать компенсации, например, расходов на лечение от компании-перевозчика. Однако такие меры требовали большого количества времени. Сейчас механизм получения компенсации максимально упрощен за счет включения в эту сферу страховых компаний.

Без волокиты
Заметим, что в законе предусмотрены любые сложности, которые могут возникнуть с документами. Возможна ведь и такая ситуация: ехал человек из райцентра в Новосибирск и получил травму в автобусе. А перевозчик заключил договор со страховой компанией, офис которой есть в Новосибирске, но не в райцентре. Как подать заявление? Ехать в областной центр не придется: подать документы на возмещение ущерба можно в любую страховую компанию, которая есть по месту жительства пострадавшего. А она, в свою очередь, незамедлительно передаст бумаги в ту компанию, где застраховался перевозчик.

Без денег пострадавший не останется, даже если страховщик станет банкротом или у него отзовут лицензию на обязательное страхование. В этих случаях компенсационные выплаты осуществит профессиональное объединение страховщиков, которым должен стать Национальный союз страховщиков ответственности. Будем надеяться, что страховых случаев в нашей стране все же будет меньше.

ФАКТ
По статистике ГИБДД Новосибирской области, за десять месяцев 2012 года в нашем регионе произошло 2 206 ДТП, из которых 67 — с участием юридических лиц. В результате происшествий на общественном транспорте погибли 28 человек.
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.