Мотивировка на успех

Средняя заработная плата учителей Новосибирской области достигла уровня средней оплаты труда по экономике региона в целом. Нынешняя осень, помимо новых школьных впечатлений, принесла и беспрецедентные изменения в жизнь учительского сообщества: средняя заработная плата педагогов Новосибирской области достигла, и даже чуть превысила, уровень средней зарплаты по экономике региона в целом.
Ещё несколько лет назад, до приоритетного национального проекта «Образование» и Комплексного проекта модернизации системы образования, о таких прорывных результатах, когда труд учителей будет оплачиваться вровень со всеми остальными специалистами области, и подумать было нельзя. В свою очередь благодаря этим проектам школы наполнились новым оборудованием, укрепилась материально-техническая база учреждений образования — вплоть до самых малокомплектных, куда не просто проникла новая мебель и пособия, но и дотянулся интернет.

Однако, несмотря на явные успехи такого укрепления системы образования, рост заработной платы учителей несколько проигрывал другим статьям. И хоть на повышение оплаты труда педагогов системно, консолидированными силами федерального и областного бюджетов тратились немалые средства и был внедрён эффективный механизм подушевого финансирования, тем не менее по состоянию на 1 квартал 2011 года средняя заработная плата учителей Новосибирской области составляла 14 763 рубля, в то время как средний же показатель по всей экономике субъекта Федерации находился в районе 18 568 рублей.

Именно тогда прозвучало беспрецедентное предложение, явившееся, по сути, не финансовой задачей, а социальным механизмом: повысить уровень средней заработной платы учителей не на какую-то долю либо процент, не осуществить индексацию, а довести зарплату до конкретного уровня — до уровня средней оплаты труда по экономике региона в целом. И это удалось — сегодня показатель средней заработной платы в системе образования составляет 18 860 рублей.

Задача, конечно же, потребовала немалых средств: из бюджета Новосибирской области было направлено 380 миллионов рублей, что позволило за короткий срок увеличить фонд оплаты труда учителей, который по сравнению с первым кварталом 2011 года вырос на 24 процента и составил 876,5 миллиона рублей.

Впрочем, говорить о всеобщем благоденствии для 21 470 учителей Новосибирской области опасно, да и не нужно.

— Это средний показатель! — акцентирует внимание Александр Флек, и.о. министра образования, науки и инновационной политики области. — Есть учительские зарплаты ниже, есть выше. Но сложившаяся система оплаты труда чутко корректируется коэффициентами, и нет такого, что в какой-нибудь сельской школе у нас абсолютный провал, а в городе — избыток.

Напомним, заработная плата учителей сегодня формируется из базовой части и стимулирующей. Именно стимулирующая часть, достигающая тридцати процентов от общего фонда оплаты труда учреждений образования, — тот самый инструмент, благодаря которому у сегодняшних педагогов появилась возможность получать достойную зарплату.

— Да, сумма зависит от результативности работы. Чтобы получать больше, нужно постараться, — говорит Георгий Филимонов, член Общественной палаты РФ, директор лицея № 9. — У меня математик, например, получает 55 тысяч, но — подчеркиваю! — получает их заслуженно.

Впрочем, и базовая часть фонда оплаты труда, которая формируется по нормативно-душевому принципу и напрямую зависит от количества учеников, в деле учительских зарплат играет не последнюю роль. Здесь тоже на первый план выходит то самое качество образования, о котором последнее время многие любят подискутировать, не очень внятно понимая базовые вещи в этой отрасли.

Простой пример. Раздольное, сельская школа. Близость с Новосибирском всегда была потенциальной опасностью того, что родители могут позариться на соседние городские школы. Однако сегодня школа № 19 в селе Раздольном — пример, казалось бы, невероятных процессов: детей повезли сюда… из города.

— Мы сами поставили перед собой такую задачу — создать условия, которые были бы привлекательными для учеников и их родителей, — делится опытом директор уникальной школы Александр Дудкин. — Ведь при прочих равных условиях именно конкурентоспособность учреждения образования — единственный залог успеха всего развития: дети и родители «голосуют ногами» — идут к тебе или от тебя, всё просто.

Сегодня в 19-й школе, помимо своих — раздоленских — мальчишек и девчонок, учатся 20 процентов «приезжих» школьников: десять процентов возят родители из города, ещё десять — выбор пап и мам из соседних воинских частей. Соответственно, за детьми пошли деньги (подушевые), увеличилась базовая часть фонда оплаты труда, и сегодня передовой педагог этой школы получает 38 тысяч рублей.

По мнению Ирины Мануйловой, директора бердской общеобразовательной школы-интерната № 7, это нормальная ситуация, когда кто-то способный и инициативный получает больше. Все предельно просто: если ты получаешь меньше, спроси прежде всего себя, почему это происходит. Педагог уверена: сегодня в образовании отличные возможности проявить себя тем, кто активен, инициативен и хочет хорошо зарабатывать.

К слову, убежденность профессионалов, у которых за плечами стаж и опыт, подтверждают и молодые специалисты, которые только-только оперяются в стенах школ.

— Работаю учителем начальных классов первый год, — рассказывает Олеся Вахрушева, педагог новосибирской школы № 28. — Веду по четыре урока, через день — группа продлённого дня, плюс руковожу театральным кружком — ничего, в общем-то, сверхъестественного. Получаю восемнадцать тысяч и весьма довольна.

— Я в школе уже второй год, — делится Ирина Кузнецова, учитель начальных классов школы № 19 села Раздольного. — Срок небольшой, но даже за это время для меня стало очевидным, что в системе образования можно максимально проявить себя и получать при этом достойную оплату своего труда.

Безусловно, повышение среднего уровня заработной платы учителей — шаг управленческий. Однако за короткое время он наглядно продемонстрировал потенциал эффективного развития системы образования. В её рамках сегодня возможно не только создание комфортных и современных условий для учеников, но, что особенно важно, сама школа становится привлекательным местом… для педагогов: здесь можно не просто обучать и воспитывать ребятишек, но при этом и раскрывать свой потенциал, развиваясь как личность, как профессионал, который сегодня к тому же очень неплохо мотивирован.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Геннадий МУРАШЕВ, директор новосибирской школы № 28:
— Школа сегодня дает специалисту уникальную возможность проявить себя и при этом заработать. Времена, когда все получали одинаково и при этом одинаково мало, должны остаться в прошлом.

Раиса САЛМИНА, председатель попечительского совета новосибирской гимназии № 1:
— Система поощрения педагогов, распределения стимулирующей части заработной платы может и должна быть прозрачной. Для этого законодательно подтверждено право участия в этом процессе представителей родительской общественности.
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.