Потенциал школьной мечты

Чуть больше года потребовалось в Новосибирской области, чтобы в корне изменить мировоззрение школьников. В Новосибирской области второй год реализуется проект специализированных классов естественнонаучного и математического профилей. Призванная поднять уровень образования работа направлена как на конкретные силовые точки в списке школьных предметов, так и на стимулирование образовательного тонуса в целом.
Сегодня, когда относительно молодой проект шагнул в свой второй учебный год, стало возможным подвести некоторые итоги от его реализации. Именно это стало заглавной темой состоявшего в Новосибирской области Единого родительского собрания, на котором представители министерства образования, науки и инновационной политики региона, руководители органов управления образованием, руководители образовательных учреждений, педагоги, родители и общественность собрались, чтобы обсудить актуальные вопросы развития сети специализированных классов и подвести промежуточные итоги пока кратковременного, но, как оказалось, продуктивного периода работы.

«Не было бы счастья…»
Демографическая яма, в которую с замиранием сердца ухнула страна на пороге «нулевых», оказалась предвестницей второй — неожиданной — напасти, поджидавшей образование на многотрудном пути. В конце первого десятилетия века двадцать первого ректоры ведущих вузов, в том числе и новосибирских, забили тревогу: абитуриенты не идут на специальности, требующие ума, усидчивости и честного вгрызания в гранит той самой пресловутой науки. Физика, математика, химия и биология внезапно ушли в хвост студенческих рейтингов, уступив место всевозможным менеджментам, «экономикам переходного периода», «юриспруденциям туристической кулинарии» и прочим псевдогуманитарным специальностям, на массовой штамповке которых вузы и сами сначала с радостью зарабатывали деньги, пока не увидели, что в точных науках яма нешуточная. А тут ещё и глас промышленности прилетел: некому работать! Нет инженеров, монтажников, проектировщиков, вакансии завлабов серьезнейших производств годами висят незакрытыми, некому строить мосты и развивать химическую промышленность, медицину, электронику!

Ответом на подобную ситуацию стал ряд комплексных мер, одна из которых была направлена непосредственно на образование как кузницу будущих абитуриентских кадров — будущих исследователей и специалистов. В 2010 году в Новосибирской области был разработан и начал реализовываться проект специализированных классов естественнонаучного и математического профилей, задачами которого определялись популяризация естественнонаучного знания и профессий, с ним связанных, создание условий для развития одаренности школьников в научно-исследовательской и проектной деятельности.

Итог промежуточный, но нешуточный
Первоначально в 19-ти общеобразовательных учреждениях области были открыты 23 специализированных класса естественнонаучного и математического профилей. Для реализации, как говорилось языком проектных документов, «индивидуальной образовательной траектории одаренных детей» этих классов был определен повышенный норматив финансирования — 70,7 тысячи рублей. Плюс в 2010 году на каждый класс из областного бюджета было также выделено по одному миллиону рублей на приобретение учебного и лабораторного оборудования.

Кроме того, спецклассам в обязательном порядке помогали и помогают вузы. Юные исследователи имели возможность как лично познакомиться с передовой материально-технической базой университетов, так и стать слушателями профессорско-преподавательского состава в рамках специальных учебных предметных программ, спецкурсов, семинарских и практических занятий. Кстати, высокий кадровый потенциал проекта обеспечивают и свои — школьные — учителя: для работы в спецклассах привлечены только специалисты высшей квалификационной категории. Сами же спецклассы работают в режиме школы полного дня: в индивидуальной образовательной программе у каждого обучающегося определены и часы внеурочной деятельности.

Промежуточные итоги оказались очень разнообразными, но среди главных тенденций специалистами было отмечено, что, обучаясь в специализированных классах, где задан высокий уровень развития, ученики стали больше принимать участие во внешкольных мероприятиях (олимпиадах, состязаниях, конкурсах), показывать высокие результаты. Многие из них стали серьезно заниматься проектной, научно-исследовательской работой.

Новый ученик с новым мировоззрением
Позитивная оценка предварительных результатов реализации проекта в прошедшем учебном году позволила с 2011—2012 учебного года открыть в 31-м учреждении Новосибирской области уже 60 специализированных классов. Для реализации индивидуальной образовательной траектории одаренных детей этих классов вновь определен повышенный норматив финансирования, который на сегодняшний день составляет 87,25 тысячи рублей.

Как выяснилось на Едином родительском собрании, у пытливых детей пытливые родители: помимо количественных и качественных показателей дня сегодняшнего, их уже сейчас волнуют вопросы дальнейшего обучения детей после окончания школы.

— Важно отметить, что, обучаясь в специализированных классах с углубленным изучением математики и предметов естественнонаучного цикла, ребята оказываются отлично подготовленными для продолжения своего профильного обучения уже на ступени высшей школы, — прокомментировал начальник управления образовательной политики областного министерства Владимир Щукин. — И если говорить о своего рода преференциях в отношении этих учеников, то для них профильность их спецклассов и есть преференция — уверены, что уровень подготовки скажет сам за себя при поступлении в вуз.

Впрочем, это дело будущего: абитуриентов — выпускников спецклассов пока нет, а прошлогодние спецученики учатся пока ещё в девятых классах. Сегодня же среди главных вопросов Единого родительского собрания наиболее распространёнными стали озвученные папами и мамами проблемы организации учебного дня ребенка. Учитывая, что на подростков, помимо классных занятий, приходится 10 часов внеучебной деятельности еженедельно, этот вопрос неизменно остаётся совместной заботой взрослых: учителей, родителей и специалистов министерства.

Однако внеучебная деятельность этих мальчишек и девчонок под стать «трудовым будням»: насколько интенсивная, настолько и интересная. Среди маршрутов коллективных выездов — технопарк новосибирского Академгородка, практически все институты Сибирского отделения Российской академии наук и, конечно же, все-все вузы, где есть профильные специальности для таких профильных учеников.

— Самым, пожалуй, ярким из зафиксированных на данный момент результатов деятельности спецклассов стало в корне поменявшееся мировоззрение школьников, — признается Владимир Щукин. — Среди них проводилось анкетирование, и мы увидели: у ребят трансформировалось представление о науке, об исследовательской деятельности, о точных и естественнонаучных специальностях. Но самое главное, они увидели родной Новосибирск, родную область с новой стороны — как уникальное место, где есть абсолютно все возможности, чтобы реализовать свой потенциал.

ФАКТ
Кроме учебных заведений областного центра, в 2011 году конкурс на открытие спецклассов выиграли 5 школ сельских районов и городских округов Новосибирской области: г. Бердск — экономический лицей и лицей № 6; Новосибирский район — МБОУ СОШ № 1, п. Краснообск; Татарский район — лицей г. Татарска; р.п. Кольцово — гимназия-интернат № 21.
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.