Нестандартные стандарты

В новом учебном году начальная школа перешла на продлёнку нового типа. Вот уже почти полмесяца как все школы нашей области и страны в целом живут по-новому: с первого сентября 2011 года начальная ступень перешла на новый образовательный стандарт. Позже измененные стандарты вступят в силу для основного и среднего полного образования (с 2015-го и 2020-го годов соответственно). В чем же отличие новых образовательных требований от прежних и как справляются школы с вхождением в новый ритм жизни мы сегодня и попытаемся разобраться.
«Буквы разные писать тонким перышком в тетрадь…»
Строго говоря, два-три года назад была пробная попытка перейти на новые образовательные стандарты, но тогда эксперимент заглох по прозаической причине нехватки финансирования. Впрочем, на то он и эксперимент — шишки набить и выводы сделать.

С этого года уже в обязательном порядке и в федеральном масштабе абсолютно все школы в рамках начальной ступени перешли на стандарт нового поколения.

— По большому счёту, программа обучения осталась прежней, — говорит Галина Соломеева, директор лицея № 136, член Совета по реализации приоритетного национального проекта при министерстве образования, науки и инновационной политики Новосибирской области. — Если мы говорим о начальной школе, то раньше существовало семь линий учебных материалов (учебно-методических комплексов по одному предмету. — Авт.), сегодня этот диапазон сузили до четырех. Да уроков физкультуры стало три вместо двух.

После уроков всё только начинается
Главные же отличия новых стандартов заключаются именно во внеурочной деятельности: учащиеся должны, помимо 21 часа учебных занятий в неделю, четыре часа посвятить дополнительному развитию, выбирая для себя занятия по пяти направлениям: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное и социальное.

Конечно, маленький ученик не в состоянии самостоятельно определиться с выбором своих внеурочных занятий. Однако вместе с родителями это оказалось вполне по силам.

— У себя в лицее мы провели родительское собрание, на котором подробно разъяснили все аспекты новых образовательных стандартов, в том числе по внеурочной части, — рассказала Галина Соломеева. — Но этим мы не ограничились, а раздали бланки-заявления, где было четко прописано, что лицей со своей стороны может предложить своим малышам в сфере дополнительного образования.

Этот момент — один из ключевых: общеобразовательное учреждение со своей стороны обязано обеспечить разнообразную внеурочную деятельность ребенка. Ведь задача по новым стандартам звучит недвусмысленно: стопроцентная занятость «началки» после уроков. Однако если родители со своей стороны уже как-то организовали дополнительное образование ребенка вне стен школы, то эти часы пойдут в зачет. Впрочем, далеко не все папы и мамы оказываются сознательными и бегут записывать своих чад в музыкальные школы или кружки технического творчества. Поэтому большая часть этого бремени ложится все-таки на школы. Но тандем с родителями от этого не теряет своей значимости, потому что только сообща можно создавать портфолио ученика.

Копилка успехов
Сводное досье на каждого ученика — второе главное отличие новых образовательных стандартов, вступивших в силу в начальной школе. Впрочем, здесь закон менее строг и ограничивается лишь требованием фиксировать в портфолио все достижения ученика, давая учреждениям образования свободу в его формировании. Так или иначе, у ученических портфолио есть общие черты: совместно с родителями в них фиксируются психофизические особенности ребенка, его увлечения и, конечно же, достижения на образовательном фронте: грамоты, победы в конкурсах и тому подобное — все идет в копилку успехов, составляя, по сути, полный портрет ученика.

В конечном итоге именно такие портфолио помогут лучше сориентироваться в мире самого ребенка. Сюда взрослые теперь смогут заглянуть с тем, чтобы, например, более рационально организовать ту же внеурочную деятельность, выстраивание которой станет гораздо более серьезной заботой чуть позже — в начале следующего учебного года.

— Это один из главных рисков реализации новых образовательных стандартов, — говорит Галина Соломеева. — Ведь если сейчас школа мобилизует свои силы, чтобы организовать вторую половину дня только для первоклассников, то на следующий год мы будем иметь как этих подросших малышей, так и — правильно! — новый поток первоклассников. А это значит, что заботы удвоятся.

Впрочем, дело не только в пресловутой нагрузке на педагогический корпус (на который сегодня возложили не только внеурочную деятельность практически в стопроцентном объеме, а также утраченную было воспитательную компоненту), но и в элементарных, скажем так, бытовых нормах, которые вместе с требованиями СанПиНа грозят вот-вот разойтись по швам.

Представьте: ближе к обеду в школе звенит звонок, заканчивает обучение первая смена и… Никто не торопится домой. Малыши, согласно новому образовательному стандарту, расходятся по кружкам и секциям, а в школу в это время стройными рядами шествует вторая смена… И санитарные нормы, которые гласят, что на тридцать мальчиков должен приходиться один унитаз, оказываются под угрозой. А ведь таких школ, в которых занятия сегодня идут в две смены, в Новосибирске около тридцати процентов.

Что касается школьных нововведений, которые грядут через пять-десять лет для основной ступени и старшеклассников, то с ними ясности пока что еще меньше. Однако время есть, и примеры организованного решения текущих задач дают надежду, что новые образовательные стандарты не станут очередным бременем для образовательного сообщества, а действительно помогут нашим малышам раскрыть весь свой потенциал и все свои таланты.

— Очень, очень помогли областные и городские совещания, которые проходили начиная с марта, — признается Галина Соломеева. — Неоценимая поддержка шла и идет со стороны нашего Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования. Кроме того, те школы, которые пару лет назад участвовали в эксперименте, сегодня активно делятся опытом, что, безусловно, большое подспорье в таком непростом, но крайне важном совместном деле.

СПРАВКА
С 1 сентября 2011 года вступили в силу новые образовательные стандарты для начальной школы, с 2015-го изменения коснутся средней ступени, а с 2020-го — старшеклассников.

ЦЕЛЬ
Главная задача новых стандартов — стопроцентная занятость учеников начальной школы после уроков.

ЦИФРА
Траты родителей на подготовку одного школьника с 2005 года выросли в 1,8 раз.
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.