Школа — средство передвижения в будущее

В Новосибирской области продолжается модернизация системы образования Именно летом, когда в школьных коридорах не бушует многоголосая толпа ребят, для специалистов образовательной отрасли наступает самое время, чтобы подвести итоги и наметить планы на будущее. Потому что берега у этой отрасли целиком и полностью рукотворные: что вложишь в обучение детей, ровно то и получишь.
Дом — полная чаша
Как взрослый проводит на работе большую часть своего времени, так и школьник порой проводит в образовательном учреждении весь световой день — недаром школу во все времена звали вторым домом. Обустройство этого дома, всех сторон его жизни — задача по праву наиважнейшая.

— В предыдущие годы, когда, например, шла реализация приоритетного национального проекта «Образование», происходило непосредственное насыщение материально-технической базы образовательных учреждений, — отметил заместитель председателя правительства области — министр образования, науки и инновационной политики Владимир Никонов. — Укреплялась компьютерная, мультимедийная составляющая, шли совершенствование учебно-методического направления и другая разнообразная работа. Сейчас наступило время заняться непосредственно школьными зданиями.

Работа в этом направлении разноплановая. Так, будет продолжена программа «Школьное окно», в рамках которой в образовательных учреждениях устанавливаются новые аккуратные стеклопакеты. Как отмечают специалисты, после проведенного переоснащения окон в школе становится светлее, теплее в зимний период и элементарно повышается уровень гигиеничности. «Не дело, когда старые деревянные окна попросту сыпались трухлявыми щепками прямо в классы», — говорят педагоги.

Впрочем, замена окон лишь часть деятельности по модернизации школьных зданий в целом. Уже запущен пилотный проект по замене старого пола в спортивных залах двенадцати школ. Учитывая, что зачастую подобное обновление пересекается с программой «Школьное окно», в результате учреждение образования получает своего рода комплексный, а не точечный ремонт. Кстати, опыт с заменой полов оказался удачным и его в следующем году планируют масштабировать — процесс охватит уже более ста школьных спортивных залов.

Таких же кардинальных изменений ожидают школьные кровли.

— Мы оценили масштаб работ в этом направлении: около 1 миллиона квадратных метров требует замены, — говорит Владимир Никонов. — Конечно, это крайне ёмкая по затратам деятельность — на один метр требуется от 1000 до 1400 рублей, — но обновлять школьные кровли просто необходимо.

Разумеется, получает свое развитие на новом качественном уровне и традиционное для Новосибирской области направление — усиление материально- технической базы для организации более качественной учебы детей с ограниченными возможностями: на сегодняшний день около 160 мальчишек и девчонок обеспечены первоклассно оснащенными учебными местами, которые позволяют проходить обучение дистанционно на таком уровне, как если бы ребенок сидел в классе, благо технологии сегодня позволяют добиться подобного эффекта.

Продолжает увеличиваться обеспечение школ пассажирским транспортом: в текущем году уже 49 специальных школьных автобусов отправились в удаленные населенные пункты. Серьезная работа идет и по улучшению школьного питания: на ближайшие 5 лет на эти цели предусмотрено около 500 миллионов рублей из областного бюджета.

В красном углу — качество
— Однако вся эта работа в конечном счете нацелена на то, что, разумеется, необходимо поставить во главу угла: неуклонное повышение качества образования, — подчеркнул Владимир Никонов.

Закономерно, что это самое качество, которое ткется ежедневно на уроках силами учителей, в значительной мере зависит от статуса педагога, от того, насколько он в тонусе — как профессиональном, так и личностном. А это в значительной мере зависит от учительской заработной платы. Её, кстати, планируется повысить: с 14 с половиной тысяч сейчас (средняя оплата педагогического труда) до 18 с половиной тысяч рублей. Эта цифра приравнена к величине средней заработной платы по экономике региона в целом. Разумеется, внутри учительского сообщества есть и будет дифференциация по оплате труда, которая, в свою очередь, и зависит напрямую от того самого уровня качества, читай — от вклада педагога в учебный процесс.

Хотя, понятно, что динамика развития не может определяться только стимулирующими надбавками к окладной части заработной платы. Именно поэтому в Новосибирской области, в рамках лучших традиций авангардного образовательного движения, намечена реализация сразу нескольких системных проектов, которые уже сегодня прорабатываются с образовательным сообществом.

Среди них — проект «Сетевая школа», название которого во многом говорит само за себя: учреждениям образования (особенно сельским) предстоит выйти за рамки своего локального мирка, выстроив разнообразную сеть профессионального общения со своими коллегами, используя современные коммуникационные технологии. Благо технические возможности, усиленные, как было сказано, в предыдущие годы, сегодня позволяют это сделать.

Весьма новаторским представляется в этом ряду проект развития инклюзивного образования: детям с ограниченными возможностями будут созданы условия для учебы в обычных, а не специализированных учебных заведениях. Разумеется, такой процесс будет осуществляться предельно взвешенно, с учетом всех обстоятельств и, конечно же, пожеланий самих детей и их родителей. Однако стоит отметить, что тенденция инклюзивного образования нарастает сегодня стихийно: без высоких правительственных решений мамы и папы детей с ограниченными возможностями порой сами решают, чтобы их ребенок ходил в школу с обычными детьми. Как бы то ни было, сегодня на всех уровнях признается: этот процесс требует качественного кадрового обеспечения.

Следует добавить, что в совокупности мероприятия по модернизации системы общего образования сегодня подкреплены внушительными финансами: только из федерального бюджета на эти цели планируется потратить около 20 миллиардов рублей в этом году, 60 миллиардов в 2012-м и еще 40 — в 2013 году. Такое финансирование модернизации отрасли более чем логично, ведь именно школа уже сейчас готовит ко взрослой жизни тех, кто в самое ближайшее время станет полноправными и, так сказать, полномочными гражданами нашей страны. Речь идет о вложениях в будущее.

ЦИФРА
В самое ближайшее время средняя заработная плата учителей станет равной среднему показателю по экономике региона и составит 18 500 рублей
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.