Новосибирск 15.7 °C
  1. ОБЩЕСТВО
  2. Здоровье

На карантине смотрим спектакли и слушаем концерты онлайн

На карантине смотрим спектакли и слушаем концерты онлайн
Фото Алексея Танюшина.
Новосибирск ушел на «вирусные каникулы», а региональное министерство культуры приглашает зрителей на трансляции спектаклей и концертных программ государственных театров и концертных организаций, которые предварительно продлятся до 10 апреля. Материал опубликован в газете «Советская Сибирь» № 14 от 1 апреля 2020 года.

Теперь при поддержке минкульта любой житель планеты — в буквальном смысле! — и, конечно, публика во всех уголках нашей области может бесплатно увидеть и услышать в Сети лучшее, что случилось с новосибирской культурой за последние десятилетия. Обозреватели «Советской Сибири» проверили, как театры работают в онлайн-режиме.

«Римские каникулы» на карантине

Вероломная инфекция нарушила планы многих любителей искусства. Но не стоит унывать. Хотя в связи с профилактикой распространения коронавируса государственные учреждения, подведомственные министерству культуры Новосибирской области, закрыты для посещения, до 10 апреля можно бывать на экскурсиях, посмотреть спектакли и насладиться концертными программами, не выходя за порог собственной квартиры — с помощью домашнего Интернета.

014-12-03.jpg

Помимо этого новосибирские государственные театры, готовясь к запланированным премьерам, предоставляют зрителям возможность увидеть спектакли в записи. Например, постановки Новосибирского академического молодежного театра «Глобус» будут доступны на его сайте (где также есть адаптированные версии для зрителей с ограничениями по слуху и зрению — с субтитрами и тифлокомментированием) и телеканале ОТС. Кроме того, в онлайн-режиме запланированы читки пьес «Черный апельсин» и «Август-6» в рамках проекта «ПодросТок».

И «Первый» тоже

«Первый театр» также уходит на долгие выходные. Как сообщает его пресс-служба, хотя театр не обладает техническими возможностями для масштабных трансляций и своей сцены у него до сих пор нет, зато у него есть свежие записи спектаклей последних лет, которые теперь будут доступны для просмотра на официальном ютьюб-канале «Первого театра». Кроме того, зрителям предлагается поучаствовать в выборе материала для постановки в следующем сезоне.

Новосибирский музыкальный театр представит своим фанатам аудиоверсии спектаклей в эфире интернет-радио MUZKOM. Начинаются трансляции в 21:15 по новосибирскому времени. 1 апреля можно послушать «Свадьбу Кречинского» 1998 года выпуска, 2 апреля состоится бенефис главного хормейстера театра заслуженной артистки РФ Татьяны Горбенко «Здесь жизнь моя, любовь и вдохновенье...», а 3 апреля прозвучит концертная программа «Песни военных лет». Полный список трансляций — на официальных страницах театра в Интернете.

014-12-02.jpg

А 7 апреля можно будет не только услышать, но и увидеть мюзикл Андрея и Нонны Кротовых «Римские каникулы» — в рамках фестиваля «Дубль дв@», который пройдет в российском интернет-пространстве с 2 по 15 апреля. Компанию ему составят постановки театров Москвы и Петербурга. Каждый показ будет доступен для бесплатного просмотра в любой точке планеты в течение 24 часов. Спектакль, получивший приз зрительских симпатий, покажут еще раз — уже на бис.

«Sociopath/Гамлет» в прямом эфире

Новосибирский областной театр кукол также приглашает зрителей на свои онлайн-спектакли для детей и взрослых. По сообщению пресс-службы театра, на его официальном сайте можно увидеть пять постановок, в том числе «Слоненка» по мотивам произведения Киплинга, «Царевну-лягушку» и «Конька-горбунка», — в записи.

В это время НОВАТ решил организовать показы спектаклей при пустом зале в прямом эфире. Постановки Оперного будут доступны бесплатно в режиме реального времени в соцсетях и на официальном сайте театра. Концерты Транссибирского арт-фестиваля, стартовавшего в регионе 21 марта, транслируют сайт Новосибирской государственной филармонии и телеканал ОТС. Чтобы узнать расписание, достаточно заглянуть на сайт филармонии.

014-12-04.jpg

Что касается театра «Старый дом», то он выложил в открытый доступ архивные спектакли, записи читок, лекций и эскизы — все это есть на сайте old-house.ru. Как рассказали в пресс-службе театра, сейчас труппа репетирует два спектакля — «Памяти памяти», приуроченный ко Дню Победы, и «Петерс». Кроме того, некоторые постановки «Старого дома» можно будет увидеть только во время трансляций. Например, в субботу, 4 апреля, в 18:00 покажут спектакль «Пыль», 7 апреля в 12:00 — репетицию спектакля «Петерс», а 9 апреля в 18:00 — уже ставший легендарным «Sociopath/Гамлет».

В Театре Панькова и Крикливого, по словам пресс-секретаря Марии Кожиной, запустили сериал в «Инстаграме» о том, как артисты переживают карантин.

— Каждый день кто-то из артистов будет снимать, что он делает, — рассказывает Мария Кожина. — Мы думаем, выкладывать ли спектакли в Интернет. Сейчас так много видеоконтента, что непонятно, как в этом всем не потеряться. К тому же спектакли на экране сильно проигрывают спектаклям в зале.

014-12-05.jpg

Виртуальные галереи и цифровые библиотеки

Государственные музеи также сообщили о новых форматах работы и общения с посетителями. Так, Новосибирский государственный краеведческий музей заявил о переходе в виртуальное пространство. Он готовит онлайн-экскурсии по постоянным экспозициям и временным выставкам. Желающих их увидеть ждут на официальной странице НГКМ на «Ютьюбе». На официальном сайте музея размещены 3D-туры по всем его филиалам.

По данным министерства культуры области, Новосибирский государственный художественный музей также предлагает в онлайн-формате мастер-классы для детей, мини-интервью с сотрудниками в социальных сетях, путешествия по музею и обзоры его самых интересных уголков.

С марта 2020 года в рамках спецпроекта по сохранению исторической памяти и популяризации истории проект «Россия — моя история» начал выкладывать в открытый доступ уникальные материалы мультимедийных экспозиций, входящих в состав каждого из исторических парков. Премьеры авторских фильмов, релизы цифровых реконструкций, выпуск анимационных материалов будут проходить поэтапно, а одним из мест хранения станет официальный инстаграм-аккаунт исторического парка в Новосибирске.

Также не выходя из дома можно посетить электронную библиотеку НГОНБ, в которой сейчас содержится более 30 полнотекстовых коллекций, в том числе «Сибирский авангард», «Кино в Новосибирске», «Издано в Новосибирске 1941–1945», «Глазами картографа» (коллекция старинных карт), «Электронная библиотека
А. М. Каца», «Электронная библиотека маршала А. С. Покрышкина» и многое другое. Кроме того, библиотека предоставляет доступ к обширным электронным базам данных. Пользоваться ими вы можете бесплатно, но есть ресурсы, требующие предварительной регистрации (получить пароль можно удаленно). Проект библиотеки «Городская сова» (www.streets.ngonb.ru) — интерактивный сайт-путеводитель по Новосибирску, созданный Новосибирской областной научной библиотекой, — аккумулирует справочную информацию краеведческого характера об улицах города, архитектурных памятниках и выдающихся личностях. А на ютьюб-канале НГОНБ размещены в свободном доступе лекции, мастер-классы, концерты, обзоры книг.

Наедине со зрителем

Как смог заметить обозреватель «Советской Сибири», онлайн-трансляция, скажем, репетиции — удовольствие на любителя и подойдет только для самых преданных поклонников театрального искусства. Досужий наблюдатель процесса работы над спектаклем «Петерс» театра «Старый дом» увидит лишь наметки проекта и почти ничего не услышит без специальных приспособлений — хорошо бы для этих целей иметь наушники приличного качества или мощные колонки у домашнего компьютера. В общем, смотреть, как режиссер с актерами создают зрелище «из всякого сора», понравится далеко не всем. С другой стороны, узнав, как рождается спектакль, зритель, наверное, будет иначе смотреть на то, что получится в результате.

Впрочем, в любом случае при переводе спектакля на экран (и это отмечают очень многие театралы) теряется то волшебное ощущение от просмотра, которое есть, когда ты сидишь в зрительном зале. Желательно в первых рядах. Даже если этот спектакль снят профессионально, то есть с нескольких ракурсов, с использованием современной техники. Но, увы, как показала история с коронавирусом, иногда присутствие в зале для зрителя не только не желательно, но даже опасно. А «электронный» театр — это все же лучше, чем никакого.

Поэтому спасибо, что у нас есть Интернет, все эпидемии в мире все равно когда-нибудь заканчиваются. А театр — вечен.

А как же наш любимый Сибирский хор?

Записи ряда концертных программ Государственного академического Сибирского русского народного хора доступны на официальном ютьюб-канале и на сайте коллектива. В их числе «Ямщицкий сказ», «Сибирская вольница», «Россия. Родина. Сибирь» и другие.

Кстати, Государственный ансамбль песни и танца «Чалдоны» также покажет репетиции новой концертной программы в социальных сетях.

Мораторий на выплату гонораров?

Онлайн-показы художественных произведений — инициатива регионального минкульта — требуют решения не только организационных, но и юридических вопросов.

Театры отозвались на ситуацию с коронавирусом готовностью быть ближе к зрителю в онлайн-пространство. Однако смогут ли они транслировать бесплатно на неограниченную аудиторию популярные авторские произведения? А как же интеллектуальные права?

И. о. министра культуры Новосибирской области Юрий Зимняков заявил, что сфера культуры полностью готова к работе в условиях вынужденных ограничений, в основе которых забота о здоровье жителей и гостей региона.

— Областными учреждениями культуры наработан большой опыт общения со своими зрителями, слушателями и посетителями в онлайн-формате. И сегодня они готовы продолжить активный диалог со своей аудиторией, — сказал он.

Мы обратились за комментариями к авторам. Как рассказал директор Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова Кирилл Крок, первая реакция компании «Театральный агент», собирающей для Российского авторского общества (РАО) плату за использование в спектаклях результатов интеллектуальной деятельности, на показ спектаклей на сайтах театров и других интернет-ресурсов «повергла в шок все театральное сообщество».

— У театров, прекративших свою деятельность в связи с карантином, понесших огромные убытки, агентство потребовало пересмотра договоров или фактического прекращения показов спектаклей, — рассказал Кирилл Крок. — Вместо того чтобы написать письмо: «Как вам помочь, какие права нужно урегулировать, что сделать в оперативном режиме? Дайте список авторов, поможем, поддержим...»

Но, по словам директора Театра Вахтангова, здравый смысл все-таки восторжествовал: «Театральный агент» объявил временный мораторий на авторские выплаты при показе спектаклей на интернет-ресурсах.

Компания уже обратилась с открытым письмом к министру культуры России Ольге Любимовой: «Когда посещение театров, кинотеатров, концертов и иных зрелищных мероприятий оказывается недоступным, единственным способом поддержать сограждан в условиях вынужденной самоизоляции и ограничений является предоставление возможности просмотра спектаклей в формате трансляций посредством глобальной сети Интернет. Основываясь на том, что театры отказались от продажи права доступа к просмотру спектаклей и не ставят перед собой цели извлечения из сложившейся ситуации выгод иными способами, подавляющее большинство авторов-учредителей, клиентов и партнеров компании «Театральный агент» высказали готовность на период введенных ограничений предоставить театрам соответствующие права на использование произведений при осуществлении онлайн-трансляций и отказаться на тот же период от получения авторского вознаграждения за такое использование».

— Как автор, я не могу требовать авторских отчислений от бесплатных показов спектаклей, — прокомментировал ситуацию композитор Андрей Кротов. — Если бы это были платные показы, то был бы разговор. Ну и, конечно, в такое напряженное время у меня язык не повернется говорить о каких-то там выплатах. Что касается думающих иначе, это дело тех авторов, которые так не считают. У них, наверное, свои аргументы, и я их не осуждаю. Но у меня такая позиция. И я, и театры, и артисты — все сейчас несут финансовые потери. И что ж теперь, усугублять положение какими-то требованиями к руководству театров? Я считаю, что трансляции — это, пожалуй, единственная на сегодняшний день возможность существования и выживания культурной среды в обществе.

Районные СМИ

Новости сюжета - Коронавирус

Новости раздела

Тамару Петровну Ташлыкову российские военнослужащие в зоне СВО хорошо знают. Жительница Новосибирска является самым почтенным волонтером проекта «Все для Победы» в регионе. А еще она своими руками вяжет теплые вещи для наших бойцов. Работает постоянно, за что ее по праву называют легендарной.

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: