Мусорные полигоны отсутствуют в 12 районах НСО: карта

Мусорные полигоны отсутствуют в 12 районах НСО: карта
Слайд из презентации, представленной Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики НСО
Система сбора и переработки мусора в Новосибирской области неэффективна, губит экологию и требует быстрых перемен. О нынешней сложной обстановке и «дорожной карте» решения проблемы члены регионального правительства рассказали областной Общественной палате 12 октября. На заседании снова звучала критика «мусорной концессии», инициированной прежним губернатором. А члены федеральной ОП из Москвы предостерегли регион от создания монополии в сфере утилизации мусора.

«Дорожная карта» борьбы с мусором

О «дорожной карте» Новосибирской области по реализации федерального законодательства, отходах производства и потребления рассказал министр ЖКХ и энергетики Новосибирской области Ким Те Су. Он напомнил, как был ранее организован процесс сбора мусора (в целом он и сейчас выглядит также – прим. ред.).

– Перевозчик, забрав отходы, отдает их на «объекты размещения», на «полигоны», в большинстве случаев, на обычную свалку, при этом он также вместе с отходами должен отдать часть средств за предоставление услуги по приему мусора, – сказал Ким Те Су. – Здесь кроется один из главных минусов этой схемы. Перевозчик экономически заинтересован в том, чтобы взять как можно больше отходов, а оператору отдать как можно меньше.

Отсюда проблема большого количества мусора, не «доезжающего» до места размещения. Это можно проследить на примере стихийных свалок в окрестностях дачных обществ, когда недобросовестные перевозчики, забрав отходы, взяв с людей деньги, вываливают мусор здесь же, на выезде из дачного общества. Такую картину можно наблюдать в оврагах, лесах. Здесь кроется и второй важный минус этой схемы – перевозчик всегда будет везти отходы туда, где ниже тарифы, то есть по «серой схеме».

Общ.палата_1.jpg

Фото пресс-службы правительства НСО

Министр отметил, что такая схема не предусматривала создание технологических объектов по обращению с отходами с учетом экологических требований, а там, где создавались, они банкротились либо держались за счет административного ресурса. Примером является Новосибирский мусоросортировочный завод №2.

Говоря о ситуации по обращению с бытовыми отходами в Новосибирской  области, Ким Су представил вниманию собравшихся карту нашего региона, где указаны районы, имеющие хотя бы один объект легитимного размещения ТКО, а также районы, где таковых нет вовсе. Только в 18 районах области есть хотя бы 1 законный объект размещения бытовых отходов.

«Что же предлагается новым законодательством? В новой системе появляется новый участник – «региональный оператор» (в рамках действия ФЗ №458). Он будет определяться на конкурсной основе. В задачи оператора входит заключение договоров со всеми участниками процесса: потребителями услуги и участниками рынка по выполнению работ. Региональный оператор также управляет всеми финансовыми потоками, при этом региональный оператор в своих действиях руководствуется базовым документом «Региональная схема обращения с отходами».

презентация1.jpg

Слайд из презентации, представленной Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики НСО

По мнению Кима Те Су, новая цепочка отношений обладает существенным плюсом. Перевозчики, которые заинтересованы довезти до объекта размещения как можно больше отходов, а не наоборот. Появляется возможность создания и функционирования технологичных объектов, например, линий глубокой сортировки.

Голос Москвы

Представитель федеральной Общественной палаты из Москвы в формате телемоста высказала свою точку зрения, в корне противоречащую самой сути новосибирской версии «мусорной концессии».

«Коллеги, хотелось бы обратить внимание на один существенный момент – постарайтесь не допустить в своем регионе монополии, – сказала председатель комиссии Общественной палаты РФ по вопросам экологии и охраны окружающей среды Альбина Дударева. – С этим уже столкнулась Москва и Московская область. Мы сейчас видим вашу концессию, она создана как единый документ. Желательно все разбивать на отдельные объекты, с отдельными органами управления – для того, чтобы не допустить монополизации».

Говоря проще, новосибирская теория столкнулась с московской практикой.

Эстафету критики проекта «мусорной концессии» подхватил заместитель комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Законодательного собрания Вадим Агеенко. По его мнению, реализация концессионного соглашения приведет к росту тарифа за услугу по вывозу мусора. Более того, он предположил, что предприятия Новосибирска попросту не заинтересованы в переработке бытовых отходов, что ставит под сомнение эффективность работы мусоросортировочных заводов в рамках концессионного соглашения. В качестве примера Вадим Агеенко привел завод «Экран», который якобы почти не заинтересован в приеме стеклотары для ее последующей переработки.

Депутату возразили другие участники круглого стола. Юрий Бернадский сообщил, что 1/3 продукции завода «Экран» выпускается на основе вторичного сырья. А эксперты  Общественной палаты РФ, согласившись с неминуемым ростом тарифов, выразили сомнение в его резком росте, назвав планируемые тарифы невысокими по сравнению с другими регионами.

Отмена мусорной концессии?

Настоятельно рекомендовала отказаться от существующего варианта концессии и провести конференцию по теме приоритетов населения при решении вопроса переработки мусора депутат новосибирского городского Совета Наталья Пинус.      

Напомним, что соглашение между правительством Новосибирской области и ООО «Экология-Новосибирск» было заключено в июле 2016 года. Проект предполагал реализацию концессионного соглашения по созданию и эксплуатации комплекса по сортировке, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

Общественная палата_2.jpg

Фото пресс-службы правительства НСО

Соглашение, заключенное сроком на 40 лет, предусматривает строительство в регионе двух высокотехнологичных мусоросортировочных заводов и двух полигонов захоронения отходов, что позволит создать принципиально новую систему сбора, переработки и утилизации твердых коммунальных отходов в Новосибирской области.

Проект мусорной концессии с самого начала активно критиковался рядом общественных организаций и депутатами Законодательного собрания области. Экс-губернатор Владимир Городецкий счел необходимым провести «перезагрузку» всего проекта с тщательным анализом его юридических, финансово-экономических и технологических параметров и учетом общественного мнения. Результатом этой работы должно стать внесение согласованных сторонами изменений в подписанное концессионное соглашение.

10 октября, во время интервью телеканалу ГТРК, врио губернатора Новосибирской области Андрей Травников не исключил отмены проекта «мусорной концессии» или смены его формата.

– Конечно же, я ознакомился с самыми острыми, резонансными проблемами региона. Безусловно, буду переоценивать решение многих вопросов, которые сегодня стоят на повестке, – говорил ранее Андрей Травников. –  Со временем выскажу новые предложения. Ряд задач, которые стоят и перед Новосибирском, и перед областью придется решать. В том числе задачу по организации современного способа утилизации мусора). 

палата 2.jpg

Фото Никиты Давыденко

О планах по корректировке проекта мусоросортировочного комплекса сообщила служба по связям с общественностью группы «ВИС» («Высокое искусство строительства» 0 прим. ред.) – нового инвестора проекта. В сентябре 2017 года группа «ВИС» стала собственником 75 % ООО «Экология-Новосибирск» и теперь представляет интересы концессионера, о чем ранее писал VN.ru.

«Общественная палата инициировала общественно значимое для жителей Новосибирской области обсуждение реализации в Новосибирской области федерального законодательства об отходах производства и потребления, – напомнила собравшимся перед началом работы круглого стола председатель общественной палаты Новосибирской области Галина Гриднева. Очень важно, чтобы мы сегодня в диалоге могли друг друга слушать, а главное – слышать». Несмотря на совершенно разные точки зрения, обсуждение проблемы проходило в корректной форме, без эмоциональных выкриков. «В этом и задача Общественной палаты: все мнения учесть и подготовить предложения, которые могли бы сгладить эти конфликты, и, собственно, минимизировать ущерб», – считает Юрий Бернадский.

Комментарии (0)
Комментировать
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.