Новосибирск 6.1 °C
  1. ОБЩЕСТВО
  2. Личность

Кен Пепловски впервые выступил в России – итоги SibJazzFest-2019

14.06.2019
Кен Пепловски впервые выступил в России – итоги SibJazzFest-2019
Кен Пепловски написал на своей странице в «Фейсбуке», что приятно удивлен игрой оркестра Биг-бэнд. Фото предоставлено пресс-службой Новосибирской филармонии
В конце мая в Новосибирске отшумел Международный джазовый фестиваль SibJazzFest-2019, организованный при поддержке министерства культуры Новосибирской области. Как прошла джазовая неделя в Новосибирске и что написали мегазвезды о нашей публике, «ВН» рассказал Владимир Толкачев.

История этого мероприятия начинается еще с советских времен. Первые упоминания о съездах джазменов в газете «Советская Сибирь» появились в 1929 году. С 60-х годов фестивали становятся регулярными.

— Владимир Николаевич, с какого года вы помните джазовый фестиваль в Сибири?

— Я появился в Новосибирске в 1976 году. С тех пор все, что происходило здесь, в принципе, помню. Могу сказать, что был один фестиваль лет десять назад, который с точки зрения состава участников, конечно, выходил за пределы обычного. Это были сплошные звезды первой величины. Были Майкл Стерн, Жан-Люк Понти, был выдающийся баянист, который прекрасно играет джаз, — Ришар Гальяно. Ничего круче в Новосибирске не было. Народу, естественно, было много. Те фестивали проходили всего по два-три дня, поэтому наполнить программу при достаточном бюджете не составляло особого труда. Я помню хорошо те свои впечатления, потому что поначалу скептически отнесся к ансамблю Стерна — Понти. Ну да, джаз-рок. Что я, не знаю джаз-рока? Ни на какие особые открытия я не надеялся. Думал, послушаю минут десять за кулисами, достаточно для общего впечатления. В результате я прослушал все их выступление от начала до конца! Это было настолько интересно, настолько неожиданно, нетипично и нестандартно для джаз-рока, настолько изобретательно аранжировано и сыграно, что я вынужден был поменять свое отношение к джаз-року. Ну и Гальяно, безусловно, впечатлил — на баяне играет джаз очень выразительно. Вот такие были ощущения.

Владимир Толкачев. Фото предоставлено Владимиром Толкачевым

— Кто был инициатором подобных фестивалей в советское время?

— Это были единицы, естественно энтузиасты. У нас таким был и есть, конечно же, Сергей Беличенко. За это ему, несомненно, надо поставить памятник, если еще не поставили. Он был основным двигателем —  организовывал фестивали, приглашал артистов. Сам играл джаз, и я вместе с ним. Джаз тогда звучал очень редко, услышать его в концерте было большим везением. Информацию об этой музыке черпали из эфиров вражеских радиостанций, которые старательно глушились, и с редких пластинок, привезенных полуконтрабандно из-за рубежа. Естественно, люди, которые посвящали себя исполнению этой музыки, — это были фанаты своего дела. В мое время комсомол старался курировать все эти фестивали, присутствовал человек из органов, который наблюдал за тем, как все это проходит, не подрываются ли основы государства и так далее. Позже все-таки поняли: ничего кардинально опасного в этом нет. Просто надзирали, чтоб сильно не шалили, не выходили за рамки, так сказать.

— Как прошел фестиваль в этом году? Его программа была нестандартной?

— Честно скажу, я как-то услышал мнение очень авторитетного человека, что джазовые фестивали в Новосибирске якобы «себя изжили» — так было сказано. Естественно, я усомнился, и, когда мне предложили стать художественным руководителем фестиваля, представилась реальная возможность опровергнуть это странное утверждение. Фестиваль сразу задумывался продолжительностью в неделю, по типу фестивалей академических. Программа составлялась таким образом, чтобы были представлены самые разные джазовые стили и направления. Абсолютными новшествами были день, посвященный сибирскому джазу, и концерт для детей. Интересно было посмотреть, насколько сработает концепция и насколько большей частью незвездный состав вызовет зрительский интерес. В результате зал был полон всю неделю. Не скажу, что был аншлаг на всех концертах, что билеты спрашивали на улице и не все желающие смогли попасть, однако не было ни одного провального концерта.

Кен  Пепловски. Фото предоставлено пресс-службой Новосибирской филармонии

Наибольший интерес публики, естественно, был связан с культовыми фамилиями. Это Кен Пепловски, игравший с нами, Игорь Бутман, который завершал фестиваль. Владимир Чекасин и выступавшая в том же концерте Карина Кожевникова также собрали полный зал.

— Такие звезды, как Кен Пепловски и Владимир Чижик, уже бывали на сибирском фестивале?

— Кен Пепловски был в России впервые. Он давно собирался сюда приехать, лет десять назад, по-моему, но тогда помешала болезнь жены. Чижик не был в Новосибирске очень давно. Это тоже уникальная личность — единственный из отечественных джазовых музыкантов, достигший высочайшего социального статуса в Германии, став там профессором музыки. Его музыкальный язык, несмотря на джазовую принадлежность, характеризует полное отсутствие трафаретов.

SibJazzFest-2019 длился целую неделю. За это время зрители, пришедшие в ГКЗ им. А. М. Каца, могли насладиться игрой 250 музыкантов. Фото предоставлено пресс-службой Новосибирской филармонии

— А как именитым гостям Новосибирск, наша публика?

— Мне трудно сказать, особого времени беседовать с ними не было. Каждый был занят чем-то своим. С Кеном Пепловски я общался больше, чем с кем-либо. У нас было две репетиции, но очень скоро выяснилось, что достаточно было и одной. Оркестр был полностью готов, и это впечатлило его, видимо, больше всего — он не ожидал увидеть такое в Сибири. После первой же нашей репетиции он написал что-то восторженное о своих впечатлениях в «Фейсбуке». Конечно, не каждый день приходится видеть рядом с собой музыкантов такого уровня — удовольствие, которое испытываешь в результате этого общения, и придает смысл нашей работе.

— У звезд такого уровня, как Кен Пепловски, в райдер включено много пунктов?

— Имеете в виду белый лимузин?

— Или что-то подобное…

— Нет. Это же адекватные люди. Не путайте звезд поп-индустрии и людей ментально нормальных. Вы же не назовете нормальным человека, который всерьез именует себя королем, как Киркоров. Может быть, кто-то из его обожателей так его и воспринимает, но это из области психопатологии. Среда вынуждает их быть такими. В других обстоятельствах они были бы другими людьми, нормальными, но короля, как известно, формирует его свита, а «ублюдочное» окружение создает и соответствующий характер персонажа. Бывают заскоки и у именитых джазменов, но это, скорее, исключение. Существуют черные расисты. В 60-е годы, например, некоторые темнокожие артисты — Майлс Дейвис — играли, стоя на сцене спиной к публике, выражая тем самым свое пренебрежение. Но Майлс Дейвис — гениальный музыкант, на всякий случай.

— Какой фестиваль за все эти годы запомнился вам больше всего?

— Однозначно фестиваль 2012 года выделяется из всех. Видимо, в то время были средства, которые позволили все это сделать. Но дайте мне миллион долларов, я вам закачу такой фестиваль... Это не проблема, с деньгами это нетрудно.

— Как думаете, в следующем году джазовый фестиваль в каком формате следует проводить?

— Я думаю, в следующем году фестиваля не будет. На мой взгляд, его стоит проводить раз в два года. Я не могу сказать стопроцентно, но на всякий случай, из осторожности так говорю. Были опасения, что и этот фестиваль не соберет публики, но все оказалось наоборот!

Досье

Владимир Толкачев

С 1985 года — художественный руководитель и дирижер Биг-бэнда Владимира Толкачева, заслуженный артист России. С 1981 по 2009 год — профессор Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки. Окончил Новосибирскую государственную консерваторию им. М. И. Глинки по классу саксофона.

Районные СМИ

Не пропустите

Новости раздела

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: