Новосибирск 6 °C
  1. ОБЩЕСТВО
  2. Еда

ЭкоЛОГИЧНО: сделано в регионе

ЭкоЛОГИЧНО: сделано в регионе
Фото Никиты Давыденко
Потребители продуктов питания проявляют разборчивость, выбирая экологически чистые продукты,  предпочитая товары, произведенные в регионе

Продовольственные прилавки Новосибирска на 50–65 процентов заполнены продукцией региональных сельхоз­товаропроизводителей. По молоку, хлебу, яйцу и птице — на 80–90 процентов. Конкуренция за место на прилавках растет и в торговых сетях, и на социальных ярмарках. У новосибирских качественных товаров потенциал велик. Ими интересуются за рубежом. Но собственный рынок ближе, и делить его приходится с напористыми коллегами из других регионов России, бороться за право поставлять продукты в школы и больницы. Об этом и многом другом говорили участники экозавтрака. Это новый формат деловых интерактивных встреч, который «Советская Сибирь» запустила  в текущем году. На этот раз угощение в «Чашке кофе» состояло не только из ароматных кексов. Свежее молоко, печенье, несколько сортов сыра, йогурты, овощи, зелень — можно было не только дискутировать, но и дегустировать.

Кто в сети не попал?

Поле деятельности у новосибирских пищевиков огромное. Об этом говорят статданные, которые озвучил Николай Симонов, министр промышленности, торговли и поддержки предпринимательства Новосибирской области. По его словам, каждые сутки население региона покупает продуктов более чем на миллиард рублей. И это только в розницу. Не стоит забывать, что область является крупнейшей за Уралом территорией оптовой торговли. По итогам первого полугодия оптовый товарооборот составил 561 миллиард рублей.

Поздравив работников торговли, недавно отметивших свой профессиональный праздник, Николай Николаевич обратил внимание на важную тенденцию: «Впервые за три года мы получили прирост по розничному товарообороту. Это значит, что покупательская способность населения восстанавливается. Прирост в сфере общественного питания начался еще раньше — с апреля прошлого года. Оживление на рынке обещает хорошую прибыль местным производителям».

 — Когда говорят, что в крупные торговые сети не попасть, это означает, что уровень конкуренции очень высокий, — уточнил Николай СИМОНОВ. — По некоторым видам продукции рынок перегружен, и, чтобы выйти на промышленные поставки, нужно выпускать товары в широком ассортименте, в больших объемах.

Чтобы находить общий язык с торговыми сетями было проще, министр посоветовал производителям действовать так, как подсказывает мировой опыт: объединяться в кооперации и ассоциации, вырабатывать единую ценовую политику и выступать общим фронтом. Впрочем, чтобы завоевать покупателя, вовсе не обязательно стремиться поставить товар на полки супермаркетов. Торговые сети продают менее 40 процентов продукции, напомнил министр. В Новосибирской области реализуется проект по многоформатной торговле: открываются отдельные торговые предприятия, фирменные магазины, продуктовые киоски и так далее. Поэтому каждый производитель может выбрать тот способ реализации товара, который ему выгоден.

Экозавтрак. Фото Никиты ДАВЫДЕНКО

Ярмарка рубль бережёт

Рынок мегаполиса, где сконцентрирована основная доля покупателей, имеет свои особенности, отметил заместитель начальника департамента промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии Новосибирска Виталий Витухин. В целом по городу количество торговых площадей почти в четыре раза превышает норматив, но концентрация их по районам разная: более 35 процентов сосредоточено в Кировском и Ленинском, тогда как обеспеченность Первомайского района минимальная. Чтобы определить, где и какой товар будет продаваться лучше, есть смысл учитывать данные мониторинга. Они есть на сайте департамента.

Широкие возможности для предпринимателей дает участие в социальных проектах, заявил Виталий ВИТУХИН. Это не только поддержка для населения, которое имеет возможность покупать качественные, экологически чистые продукты по доступной цене, но и подспорье для бизнеса. Сегодня активно действуют такие проекты, как муниципальная дисконтная карта, карта школьника, студенческая карта и, конечно, социальные ярмарки.

— Мы представляем продукцию нашего завода на городских ярмарках и очень довольны результатом, — делится впечатлениями Зоя АБАШИЯ, директор ООО «Велиция», представитель молкомбината «Утянский» из Доволенского района. — Ярмарочные мероприятия — это не только дополнительная реклама, но и возможность найти постоянный рынок сбыта. Хотелось бы, чтобы такие проекты работали в каждом районе Новосибирска. Правда, есть вопросы по поводу ярмарки на улице Большевистской. Почему там результат несколько ниже, чем на Петухова? Возможно, потому что там промышленная зона, меньшее количество парковочных мест, тогда как ярмарка на Петухова находится вблизи спального района, и это более удобно.

Месторасположение ярмарки стоит еще раз обдумать, предложила Зоя Абашия. И представители власти с ее предложением согласились.

Добавим, что сибирские продукты здорового питания — без красителей, консервантов и тому подобных добавок — востребованы не только в стране, но и за рубежом. Ряд компаний налаживает международные контакты, и это одно из самых перспективных направлений.

— Мы поставляем продукцию в Белоруссию, Азербайджан, Таджикистан, Германию и другие страны, — перечисляет Алексей СПИРИДОНОВ, заместитель руководителя по развитию торгового дома «Дивинка». — Недавно отгрузили первую пробную партию в Маньчжурию, отправили образцы в штат Флорида. В ближайшее время планируем подписать контракт на поставку кваса.

Участники экозавтрака отметили, что в странах ближнего и дальнего зарубежья сегодня живет немало выходцев из России. Почему бы не поддерживать связи, в основе которых — интерес к здоровым, качественным продуктам питания? Спрос на такой товар неуклонно растет.

03017-11.jpg

Не фальсификат ли

Один из самых острых вопросов, как выяснилось на экозавтраке, связан с поставками натуральной продукции в детские сады, школы, больницы. Так как закупки идут большими лотами, часто в торгах участвуют не производители конкретных видов продовольствия, а перекупщики. Во время торгов цены падают запредельно низко. Разве это не повод проверить их качество?

Участники экозавтрака — производители молока, масла, творога — приводят простую арифметику: чтобы получить килограмм сухого молока, надо израсходовать как минимум 11 кило сырья. Плюс энергозатраты, зарплата, логистика и прочее. Себестоимость сухого молока выходит минимум в 250–270 рублей. А в торгах могут предложить цену в два раза ниже себестоимости, и возникает подозрение, не фальсификат ли это. Жалобы в Роспотребнадзор от граждан поступают редко: родители малышей и школьников избегают конфликтов, пациенты в больницах едят что дают, оснований для проверок нет, и ситуация не меняется. Отсюда вывод: бизнес и потребители должны объединиться, чтобы искать решение совместными усилиями.

Артём Ильин, представитель отдела маркетинга фермерского хозяйства Ильина, рассказал об истории предприятия. Среди задач, которые компания ставила перед собой на старте, был выпуск спортивного питания. Расширив производство, фермеры разместили киоски в Краснообске, Верх-Туле, спальных районах областного центра. Чтобы стать ближе к покупателям, задействовали Интернет.

— Мы наладили доставку продукции до дверей квартиры с помощью соцсетей, — рассказывает Артём ИЛЬИН. — Людям эта система очень удобна, и спрос на услугу растет.

ЦИТАТА

Николай СИМОНОВ, министр промышленности, торговли и поддержки предпринимательства Новосибирской области:

«Неконструктивно из раза в раз обвинять торговлю в необоснованном завышении цен, разного рода поборах и так далее. Есть два бизнеса — производители и торговля,  им нужно найти общий язык для реализации товаров, в том числе и по цене, и по другим условиям поставок. Любой другой путь — неконструктивен, а скорее наоборот. Кстати, отсутствие на экозавтраке представителей торговых сетей — это, по моему мнению, как раз усталость от прямых обвинений в адрес торговых сетей.


Районные СМИ

Новости раздела

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: