Дефекты вертолетов выявляют специалисты в Новосибирске

Как модернизируют вертолеты и дают им вторую жизнь, рассказали гимназистам на авиаремонтном заводе в Новосибирске. Дали возможность не только увидеть боевые машины, но и потрогать детали и агрегаты. Удалось даже понаблюдать за полетом борта, который находится на испытании.

За проходной гостей встречает символ завода – самый первый вертолет, который здесь отремонтировали в далеком 1966 году. Специально к юбилею предприятия инженеры разыскали машину. «Его нашли под Краснодаром, лежал в лесу, от него остались одни железки. Все это привезли нам сюда наши молодые парни», – рассказывает старший хранитель музейных фондов АО «НАРЗ» Владимир Малиновский.

Сегодня на заводе восстанавливают различные модификации вертолетов марки «Ми».  Машины, что попадают в цех, разбирают до винтика, достают всю начинку. Некоторые агрегаты, например, шасси или винты, необходимо проверить на наличие дефектов. Это делают здесь, на участке магнитно-порошкового контроля.

«Эта деталь автомата перекоса вертолета, одного из самых существенных агрегатов управления вертолета. И если мы пропустим вот такую, во время полета разлетится вся верхняя часть вертолета. А теперь смотрите: есть трещина? Вот это начало разрушения детали автомата перекоса», – объясняет Владимир Малиновский.

Работа так называемого дефектоскописта – очень напряженная. Нельзя терять концентрацию, поэтому через каждый час полагается 15 минут отдыха.

«Мимо нас ни один вертолет не проходит, поэтому это один из самых важных участков», – говорит дефектоскопист Вадим Аникин.

Одновременно в работе на заводе могут находиться несколько десятков вертолетов, как боевых так, и гражданских.

«У нас портфель заказов разнообразный, есть часть и гособоронзаказа, и российских авиакомпаний, и иностранные вертолеты ремонтируем. Если в каком-то направлении есть небольшой провал, компенсируем за счет других», – сообщил управляющий директор АО «НАРЗ»Алексей Белых.

Кстати, когда вертолет поступает в ремонт, с него снимают краску под сильнейшим напором воды. Задача – проверить все до последней клепки, а покрытие может мешать. У летчиков-испытателей график работы плавающий. Может за день несколько вылетов сделать, а может месяц ждать, пока поднимется в небо.

«Вся авиация – это риск, а у испытателей помноженный на какую-то кратность, нет математической формулы измерения опасности, риск всегда разный», – отметил начальник летно-испытательного комплекса Евгений Яваренко.

На заводе не только модернизируют вертолеты, «НАРЗ» под ключ создает ремонтные  базы по всему миру. Шесть уже завершены, две в работе. Есть и свой учебный центр, где готовят специалистов ну и проводят экскурсии для школьников, чтобы авиация стала ближе и понятнее.

Сейчас на заводе создали конструкторское бюро, чтобы по желанию заказчиков модифицировать «начинку» вертолетов, то есть не только давать вторую жизнь машинам, но и усовершенствовать конструкции и агрегаты.

Все выпуски новостей телеканала ОТС, а также программы «Итоги недели», «ПАТРИОТ», «Экстренный вызов», «Пешком по Новосибирской области», «ДПС – дорога. Перекресток. Судьба», «От первого лица» выложены на сайте YouTube.

Комментарии
Комментировать
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент