Специалисты по мировым стандартам

Специалисты по мировым стандартам
Ценность среднего профессионального образования в обществе стала повышаться. Выпускники 9-х и 11-х классов теперь идут учиться в колледжи и лицеи без страха за свое будущее, с четким намерением стать высокооплачиваемыми специалистами.

Каковы перспективы профобразования? Об этом в начале учебного года мы поговорили с министром труда, занятости и трудовых ресурсов региона Игорем ШМИДТОМ. Сегодня он гость нашего «Вечернего разговора».

Область — в пятёрке лучших
— Игорь Викторович, в последние годы система профобразования нашего региона стала совершенствоваться. Благодаря чему это происходит?

— Это происходит благодаря вложениям сил и средств. Сегодня подготовку рабочих кадров и специалистов среднего звена для предприятий и организаций области ведут 52 профессиональных образовательных учреждения. В их числе 19  высокотехнологичных ресурсных центров, созданных во всех основных отраслях промышленности и сферы услуг, двенадцать межрайонных базовых учреждений, шесть многофункциональных центров прикладных квалификаций. Осуществляют свою деятельность научно-образовательные консорциумы в области приборостроения и оптики, авиа­строения, химбиотехнологий и сельского хозяйства.

С начала реализации программы развития системы проф­образования региона в реформирование было направлено более 2 млрд рублей, из которых порядка 500 млн  средства социальных партнеров — работодателей и внебюджетные средства образовательных учреждений. В результате таких вливаний большинство профессиональных образовательных учреждений региона приобрели новый современный облик: комфортные учебные корпуса и общежития, новейший фонд учебной и методической литературы, современные учебно-производственные мастерские и аудитории.

Система профобразования стала работать эффективнее. Один из значительных показателей этой эффективности — выступления областной команды в чемпионатах рабочих профессий WorldSkills. Победы есть, и их немало. Так, в полуфинале наци­онального чемпионата профессионального мастерства, который проходил весной нынешнего года в Сибирском федеральном округе, наша команда стала лидером в общекомандном зачете. Следом, в финале национального чемпионата WorldSkills 2015 года, наши ребята, сборная Новосибирской области, завоевав десять медалей из 15 возможных, вошли в пятерку лучших среди 43 участников — регионов России.

— Одно дело учеба, другое — реальная жизнь. Сейчас в экономике страны по разным причинам наблюдается спад. Все ли ваши выпускники находят работу?

— Сегодня мы не имеем проблем с трудоустройством наших выпускников. Занятость выпускников практически сто процентов. Показатель трудо­устройства значительно улучшился и превысил в этом году 80%. Понятно, что не у всех выпускников учеба в среднем профессиональном образовательном учреждении заканчивается трудоустройством, потому что часть  продолжает обучение, поступает в образовательные организации высшего образования, многие ребята призываются в Вооруженные силы, есть и бытовые вопросы, например, уход за ребенком и так далее.

Стимулы для педагога
— Образовательный процесс напрямую зависит от труда педагогов. В сфере профобразования все еще наблюдается дефицит кадров,  или проблему удалось решить?

— Вакансии в наших учреждениях, конечно, есть, но ситуация с нехваткой педагогов не является острой. Мы разработали и внедрили но­вую систему оплаты труда педагогических работников, и это дало свои положительные результаты. Теперь зарплата зависит от результатов деятельнос­ти каждого преподавателя. В системе оценки эффективнос­ти деятельности по каждой категории работников про­фессиональных образовательных учреждений учтены различия в сложности выполняемой работы, качест­венные показатели деятельности, критерии и перио­дичность их оценки, максимальные и минимальные размеры стимулирующих выплат.

Перевод работников на эффективный контракт не только стимулировал их к саморазвитию и дости­жению высоких результатов, но и позволил выполнить первоочередную задачу — довести среднюю зарплату педагогических работников и мастеров до средней по региону. Сегодня заработная плата педагогов подведомственных профессиональных учреждений составляет 31 тысячу рублей и даже превышает среднюю зарплату по региону.

В целях стимули­рования работников профессионального образования к повышению квалификации и уровня профессионализ­ма с 2012 года проводится ежегодный конкурс «Почетный работник профессиональ­ного образования Новосибирской области», лучшим присуждается премия в размере 100 тысяч рублей. Среди мастеров производственного обу­чения также проводится ежегодный конкурс «Мастер года». Надо сказать, дан­ные мероприятия оказали положительное влияние на привлекательность педагогической работы в профессио­нальных образовательных учреждениях и создали стимул для прихода в систему молодых перспективных кадров.

— Утверждена концепция программы реиндуст­риализации экономики Новосибирской области. Ваши учреждения будут ее непосредственными участниками. Скажите, пожалуйста, какая предстоит работа?

— Действительно, сейчас по поручению губернатора разраба­тывается областная программа реиндустриализации с участием представителей бизнеса, науки, власти и общественности. Чтобы претворить ее в жизнь, рынку тру­да потребуются специалисты среднего звена, вла­деющие компетенциями управления современными тех­нологическими процессами. В связи с этим подготовка специалистов должна проходить в соответствии с лучши­ми мировыми стандартами и передовыми технологиями.

Отвечая на вызовы времени, сфера среднего про­фессионального образования обеспечила уже сегодня подготовку кадров по 16 профессиям и специальностям среднего звена в соответствии с мировыми профессио­нальными стандартами. Губернатором Новосибирской области поставлена задача довести к 2020 году перечень таких профессий и специальностей до 50.

И для человека, и для экономики
— К высшему образованию вы, как профессионал, присматриваетесь? Можно было бы и там теоретически навести порядок, есть ли в этом необходимость?

— Мы надеемся, что федеральное Минобрнауки начнет более активно выполнять обещания, которые оно озвучивало не раз. Так, заявлялось, что начнется процесс сокращения неэффективных вузов и их многочисленных филиалов. Но пока такого напористого движения, как в системе среднего профобразования, мы не видим. У себя в регионе мы пытаемся влиять на ситуацию через установление сотрудничества с  организациями высшего образования. На сегодня действуют порядка восьми соглашений с университетами. Мы договариваемся о том, что будем развивать сетевое взаимодействие между нашими учреждениями. Будущее профессионального образования заключается в системе многоуровневых взаимоотношений. Во главе такой системы стоят университеты, ее фундаментом является школа, и среднее звено — это колледжи и лицеи. В случае прохождения всех уровней обучения мы будем получать на выходе квалифицированных специалистов, обладающих универсальными компетенциями. Такая ситуация наиболее благоприятна и дает самый лучший результат и для человека, и для экономики региона. Именно поэтому так важно выстраивать партнерские взаимоотношения между учреждениями среднего профессионального и высшего образования. Друг для друга мы друзья, а не конкуренты.

— Игорь Викторович, в завершение нашей беседы давайте попробуем обобщить, каковы основные задачи профобразования на ближайшее будущее.

— Задач этих немало, назову лишь несколько. Сейчас чуть более 40% процентов студентов трудоустраиваются на предприятиях и в организациях, в которых проходили производственную и преддипломную практику. Мы поставили задачу повысить этот процент. Необходимо провести анализ проблем организации практики на предприятиях и в организациях и более критично подойти к заключению договоров. Изменить ситуацию коренным образом возможно через внедрение в систему подготовки рабочих кадров элементов практико-ориентированного, то есть дуального, обучения, направленного на подготовку студента на конкретное рабочее место.

Другая задача — еще более тесный контакт с вузами.  У нас реализуется практика организации совместных приемных комиссий, позволяющая абитуриенту не уйти из профессии, в случае если он по баллам не смог пройти в университет. Мы предлагаем ему обучение по выбранной специальности в наших учреждениях профобразования, знакомим его с нашими возможностями, ориентируем на возможность формирования образовательной траектории с дальнейшим обучением в университетах по программам  соответствующего профиля.    Так, к примеру, в Новосибирском колледже транспортных технологий имени Н. А. Лунина информируют абитуриентов о возможности получить целевое направление в вуз железнодорожного профиля по окончании колледжа, о возможности непрерывного образования. Задач у системы профобразования много, все они, на мой взгляд, выполнимы. Будем работать и добиваться хороших результатов.

 

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.